Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Category:

Троица или Сошествие Святого Духа на апостолов - содержание праздника и традиции празднования

День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа - один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.

Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье.
Троица, как и другие, связанные с Пасхой праздники, называется праздником подвижным.

В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.

Антитринитарии, не признающие Догмат Троицы, отмечают его строго, как сказано в Деяниях, на 50 день после Пасхи.

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса.
Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви.

В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь.







День Святой Троицы. Пятидесятница - документальный фильм



Тропарь Троицы:

Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
Низпослав им Духа Святаго,
И теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.


Тропарь в православной церкви - краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.





5d3c8db8bb65






Ролик из цикла "Слово на православные праздники" епископа Василия Родзянко




Тропарь Троицы
Объединённый хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московских духовных академий






5d3c8db8bb65







Сергиев Посад, 12 июня 2011 года. В день Святой Троицы (Пятидесятницы) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и возглавил хиротонию (рукоположение) архимандрита Павла (Фокина) во епископа Ханты-Мансийского и Сургутского.




Тропарь, кондак и величание Святой Троице
Хор Почаевской Лавры


Кондак - жанр церковной византийской гимнографии. Древние кондаки были многострофными (20-30 строф) поэмами. В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Устав о пении тропарей и кондаков содержится в Типиконе.

Икос - церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие.

Типикон в православной литургике - книга, содержащая главным образом устав богослужения.

Величание - в ряде православных церквей, в частности в Русской православной церкви, краткое торжественное молитвенное песнопение, употребляемое на службе с полиелеем или на всенощном бдении.

Полиелей в православном богослужении - часть праздничной утрени от начала пения названных псалмов до чтения канона; наиболее торжественная часть всенощного бдения.

Церковный канон - правило или свод правил.







День Святой Троицы

В клипе звучат: праздничный трезвон Киевско-Печерской Лавры и песнопения праздника ("Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся...". Хор Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря; "Тропарь Пятидесятницы". Хор Свято-Смоленской Зосимовой пустыни).





5d3c8db8bb65





На сюжет, посвящённый празднику Троицы, написано немало картин, первыми среди которых стали иконы.
Самой замечательной и знаменитой иконой бесспорно считается "Троица", написанная русским монахом-иконописцем Андреем Рублёвым.

Всемирно известная православная святыня - чудотворная икона "Живоначальная Троица" была написана Андреем Рублевым в похвалу преподобному Сергию Радонежскому.
Икона прославилась как чудотворная, особенно в годы польско-литовского нашествия. С 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года, в течение почти шестнадцати месяцев, Троице-Сергиев монастырь безуспешно осаждали польско-литовские отряды Сапеги и Лисовского, причем общая численность неприятельских войск значительно превосходила численность русских (число защитников определяется в 2400 человек, а число осаждавших - в 15 000, что дает соотношение 1: 6).
Сам преподобный Сергий Радонежский неоднократно являлся оборонявшимся, неустанно молившимся пред чудотворным образом "Живоначальной Троицы" письма Андрея Рублева.
Известный богослов отец Павел Флоренский считал, что "Троица" - это второй символ русского духа (чьим домом является Свято-Троицкая Сергиева Лавра), ибо именно здесь, в лавре, мы чувствуем себя дома более, чем в собственном доме.

С 1929 года икона "Троица" , принадлежащая кисти Андрея Рублёва, хранится в Государственной Третьяковской галерее.




                                               Троица
                                         Андрей Рублёв






Библейский сюжет. Пресвятая Троица. Андрей Рублев





5d3c8db8bb65





191994_original

Троица ветхозаветная
Михаил Нестеров (1862-1942)


Троица - сюжет, который часто встречается в русской живописи. Михаил Васильевич Нестеров, много писавший на религиозные темы, оставил замечательную картину "Троица Ветхозаветная", которая хранится в Костромском государственном музее.
Несмотря на то, что с праздником Троицы у художника были связаны тяжёлые воспоминания - как раз на Троицу после родов умирала его любимая жена, картина пронизана светлым чувством.





5d3c8db8bb65







Сошествие Святого Духа на апостолов
Михаил Врубель (1856-1910)


Очень интересное воплощение тема Троицы нашла в творчестве Михаила Врубеля. Живописный сюжет, связанный с Троицей, - "Сошествие Святого Духа на апостолов", стал частью фрески в росписи Кирилловской церкви в Киеве, выполненной Михаилом Александровичем Врубелем.

Согласно библейской легенде, после славного Своего Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос еще в течение сорока дней пребывал на земле, являясь верным ученикам.
По великой любви к ним Спаситель продолжал наставлять их в тайнах Царствия Небесного и открыл им многое из того, что невозможно было рассказать до крестной Его смерти и Воскресения, потому что не в силах понять того человеческий разум. Перед Своим Вознесением Он обещал послать ученикам Другого Наставника, Духа Утешителя, и для встречи с Ним повелел никуда не отлучаться из Иерусалима и быть вместе.
Мирно и безмолвно произошло Восхождение Господа от земли, места Его трудов и подвигов, на Небо к Отцу Небесному. Апостолы и Божия Матерь стояли на вершине горы Елеонской, а Иисус Христос на виду у всех поднимался и поднимался вверх, пока совсем не скрылся из глаз, и изумлению учеников не было предела.

После Вознесения Господня они возвратились в Иерусалим и пребывали, молясь, в той горнице, где совершалась Тайная Вечеря. С апостолами была и Матерь Божия с некоторыми женщинами, также и братья Иисуса Христа - сыновья Иосифа Обручника от его первой жены. Братья эти раньше не веровали во Христа, теперь же стали верующими. На место Иуды-предателя был выбран по жребию Матфей, и так апостолов снова стало двенадцать. Все они единодушно молились в ожидании Духа Утешителя.

И вот через десять дней после Вознесения наступил древний праздник Пятидесятницы, или праздник жатвы, установленный в память того, что Бог за полторы тысячи лет до Рождества Христова дал евреям через пророка Моисея Закон, по которому они должны были жить. В день еврейской Пятидесятницы в Иерусалимский храм приносили плоды нового урожая, чтобы Господь благословил их. Отовсюду стекался народ в храм Иерусалимский.

Вдруг возник необычайный шум с неба, словно от порыва сильного ветра. Множество евреев и пришельцев из других стран, собравшиеся на праздник в Иерусалиме, пораженные необычайным шумом, устремились к тому дому, где молились апостолы. Там же совершилось чудо: откуда ни возьмись появились разделяющиеся как бы огненные языки и опустились по одному на головы апостолов и Божией Матери. Языки чудесного пламени полыхали, но не жгли. То был видимый знак сошествия Святого Духа, Который веет, как ветер, где хочет, и неизвестно, откуда приходит и куда уходит.





5d3c8db8bb65





561dba1019524174b2a5d1322fe96c45Изумрудный праздник Троицы - он переливается росой, свежим утром и пахнет смолой на янтарной сосне нового храма...
С давних времен существует обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью - ветками берез, цветами. Тому есть две причины: одна - церковно-историческая, а другая - символическая.

Исторически эти ветви напоминают о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Это можно видеть на иконах, которые лежат в праздничный день на аналое.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл. Символически - это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна - и появились зелень, листочки, цветы. Была в сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью - и сердце расцвело.





6fecf06b82c785ab5cd37553d00e2cd8Троица - очень красивый праздник. Украшая дома и храмы, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что в Троицу для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Но Россия большая страна, с разными климатическими условиями, видимо, этим можно объяснить тот факт, что в некоторых местностях праздничными деревьями были дуб, клен, рябина. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.





5d3c8db8bb65





Русская берёза - самое родное дерево для русского человека. Недаром Сергей Есенин называл Россию страной берёзового ситца.




Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.


Сергей Есенин




Константин Валентинович Рябенький (1945-2011) - из сборника “Берёзовое зеркало”


2d16133523f000a35f82e4580afee422
Наломаю берёзовых веток:
завтра - Троица, праздник в селе.
Будет горница полниться светом,
угощенье стоять на столе.

Спозаранок поднимется бабка
и направится к церкви святой,
чтоб берёзовых веток охапку
окропить в этот день золотой.

Принесёт и на кладбище веток,
на могильный положит их холм.
Вся наполнясь печалью и светом,
возвратится довольною в дом








и июньские ветки у окон,
у иконы - везде подоткнёт,
свою горницу ласковым оком
от угла до угла обведёт.

Убедившись, всего нынче хватит,
и подумав о детях опять,
под иконы на лавке присядет
непременных гостей поджидать.













5d3c8db8bb65







Петр Иванович Петровичев (1874-1947) - Березы (1907)


Люблю берёзку русскую

Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)



Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится.





5d3c8db8bb65








f8ec696cca4174aa97f367b04886f64d



Берёза белая подруга
Владимир Шаинский на слова Леонида Овсянникова
Поёт Лев Лещенко



Tags: Александр Прокофьев, Константин Рябенький, Сергей Есенин, Троица, кино документальное, поэзия, художники, церковные праздники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment