Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Русские народные промыслы - Павловопосадский платок (часть 1)

56015017

Собираются в гости (1940)
Сычков Федот Васильевич (1870-1958)



Евгений Дербенко - Русская миниатюра





0_45e71_26db52cf_L




0c3dcae50458227734c74cd8ac26f8b4Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.


Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.


Павловопосадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.

В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.


ab6af05755e7adf23ca0b463d95d4a91После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.

Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…


Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.




22920153            6aee7049eac8            красные2            светлые2            katalog-1DSCN5570            1424            32557763



Евгений Дербенко - Русская песня
Играет Ансамбль русских народных инструментов
Руководитель и дирижёр - Виктор Брагаренко




992bba7b88e6f758c1e4be04e430eed0 (1)Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Вы никогда не разочаруетесь, если будете носить павловопосадский платок на своих плечах или сделаете такой великолепный подарок своим близким.

А для того, чтобы платок можно было подарить кому-то из родных или знакомых, художники павлово посадской мануфактуры разработали красочные подарочные упаковки для них.

Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков. Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков, - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.
Но ассортимент швейных изделий не ограничивается только этим - фантазия народных умельцев и модельеров поистине безгранична!
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.




fuf-pposad-600x600      -IhYBPhx3IA      5315e54b      70 015_enl      ee67d39686149695cadc14cb88aa3507      dsc06915-jpg      lis      280c2d810      4d7bb2      images (44)      pavloposadskij-platok-s-mehom-afacdb




0_45e71_26db52cf_L




pavloposadskiy-platok-russkiy




Рисунки на павловопосадские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х годах была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов.
С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал.
Ручная набивка павловопосадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х годов.
По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.




Технологию нанесения рисунка на платки можно увидеть в фильме о павловопосадском промысле
из серии "Народные промыслы России"




0_45e71_26db52cf_L






Телевизионная передача из цикла "А-ля рюс - о Росии с любовью", посвящённое павловопосадским платкам
Ведущая передачи - Александра Вертинская




0_45e71_26db52cf_L




4maf.ru_pisec_2015.05.17_00-01-47_55576064b9eb1




71728055

Филипп Малявин - Вихрь



Четыре двора - русская народная плясовая
Поют - Надежда Бабкина и ансамбль "Русская песня"



63752358      16237098      46223511      12854175      61800029      34802970      43581623      49203278      27010202      71974824      89836293      92862425      82867761
И какая сельская женщина или девушка без шали и, особенно, без платочка на голове?



635626_original




57897739Филипп Андреевич Малявин, родился 10 октября (по новому стилю - 22 октября) 1869-го года в Самарской губернии, - русский живописец и график. Член объединений "Мир искусства" и "Союз русских художников".
Стиль его письма определяют как нечто на стыке модерна и импрессионизма. Наверное, это правильней было бы назвать русским импрессионизмом.

Филипп Малявин родился в многодетной семье государственных крестьян. Рисовать он начал рано, с четырех-пяти лет: копировал иконописные образа, писал портреты односельчан.

В 1885-ом году Малявин вместе с афонским монахом отправился в монастырь Святого Пантелеймона, где, по его представлениям, он сможет обучаться "церковной живописи" в иконописной мастерской. Посетивший в 1891-ом году Святую гору скульптор Владимир Александрович Беклемишев (1861-1919) заинтересовался работами молодого послушника и предложил ему переехать в Санкт-Петербург для поступления в Императорскую Академию художеств.

79456973В 1892-ом году Филипп Малявин становится вольнослушающим Академии.

      Филипп Малявин - Автопортрет (1927)


В 1900-ом году Малявин совершает поездку в Париж, где на Всемирной выставке экспонируется его дипломная картина "Смех", отклоненная Советом профессоров Академии за бессодержательность и декадентство (по оценке видного критика Владимира Васильевича Стасова (1824-1906)), однако картина была восторженно принята французами и удостоена золотой медали. Это полотно было приобретено итальянским правительством и по сей день хранится в Галерее современного искусства в Венеции.
В этом же 1900-ом году художник покупает усадьбу в сельце Денежникове Рязанской губернии и с этой поры начинается его "рязанский" период.

В 1906-ом году Малявин получает звание Академика живописи.
В 1907-ом году он совершает творческую поездку в Париж.

После революции власть советской России благосклонно отнеслась к творчеству художника: благодаря охранной грамоте, выданной правительством, произведения Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника. Однако художник, под предлогом организации передвижной выставки своих работ, в 1922-ом году эмигрирует во Францию, вывезя из России почти все свои картины.
А дальше начинается зарубежный период творчества художника. Но, как сказал сам Федот Малявин :
"Вне родины - нет искусства".
А Фёдор Иванович Шаляпин в своих воспоминаниях написал о зарубежном периоде жизни художника: "Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...".

В 1930-е годы Малявин с персональными выставками объездил всю Европу. Тогда же он переехал на постоянное жительство в Ниццу.
                                                                                                                          Филипп Малявин - Фарандоль (1926)


Когда в 1940-ом году Германия напала на Бельгию, Малявин находился в Брюсселе.
Из-за того, что художник не владел иностранными языками, гитлеровцы заподозрили его в шпионаже и арестовали. Отпустили Малявина только благодаря счастливой случайности: отрядом гестапо, арестовавшим художника, командовал человек, который умел рисовать и разбирался в искусстве.
Из Брюсселя в Ниццу семидесятилетний художник добирался пешком. Он вернулся измученный и истощенный:у него разлилась желчь. Дома художник тут же слег, его увезли в клинику.
Умер Филипп Малявин 23-го декабря 1940-го года. Дочери художника пришлось продать за бесценок пятьдесят полотен торговцу картинами из Страсбурга для покрытия расходов на похороны отца.


Фарандоль - национальный провансальский (Франция) танец, который танцуется в 6/8 такта и отличается изяществом и игривостью. Все танцующие пары, держась за руки, образуют вереницу.




79322693

Филипп Малявин - Портрет Александры Балашовой (1924)



Тёмно-вишнёвая шаль - романс
Музыка и текст - Владимир Романович Бакалейников (1885-1953)
Поёт - Валентина Понамарёва




0_45e71_26db52cf_L




4maf.ru_pisec_2015.05.16_18-22-25_55576064b9eb1




62      927e6d788daa      1010      1939237_600      14918398      68194426      73845736      74837283      79343690      81500930      433158021      709723732      image001      kartina-kustod-kupchiha-19190001      merchant-s-wife-on-the-promenade-1920-1


Цветастые шали и полушалки прежде были неотъемлемым элементом женской одежды не только в селе, но и в городе. Достаточно только посмотреть на картины очень любимого мною художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927): на всех его купчих и мещаночек.




0_45e71_26db52cf_L




4maf.ru_pisec_2015.05.18_22-01-01_555a368ecf694




Женитьба_Бальзаминова (1)В кино обычно стараются воспроизвести эпоху, в которой происходит действие картины, со всеми подробностями. Во всяком случае так было в советском кино - в съёмочной группе обязательно были консультанты по разным вопросам и по костюмам того времени, в котором происходит действие фильма, тоже.

В этом смысле очень показателен фильм "Женитьба Бальзаминова", снятый по пьесе Александра Николаевича Островского.
Все героини фильма по моде того времени в павловопосадских платках. И даже главный герой - Бальзаминов, в домашней обстановке тоже накинул на плечи павловопосадский платок своей матери.




Рекламный плакат к фильму тоже не обошёл стороной тему платков.









Женитьба Бальзаминова (1964) - художественный фильм
Режиссёр - Константин Воинов
В роли Бальзаминова - Георгий Вицин




0_45e71_26db52cf_L




a34bae04b8cfb3ee2ec856dbd1a201108c84c2e8dba78a8ab736bcbd28da6ac6
e014d342a2b665d15c1047a25ddf7dd8fd93e4527243fc2f080d6e56d397102e

Кадры из кинофильма "Женитьба Бальзаминова"



Борис Чайковский - Цыганский мотив из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"



0_45e71_26db52cf_L




ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА




5d736ffc2348



Борис Чайковский - Интродукция из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"





Tags: "Женитьба Бальзаминова", Борис Кустодиев, Филипп Малявин, кино, кино документальное, народные промыслы, павловопосадский платок, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments