Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Это красивое слово "вернисаж"



                           

                           Раймонд Паулс на стихи Ильи Резника - Вернисаж
                           Поют - Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев

Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться - Оскар Уальд




                              букет.jpg

                           
                           

                           Удивительно, какие разные люди посещают всевозможные вернисажи! )))



                           





Вернисаж - слово красивое, а, стало быть, французское.))) Буквально оно означает "покрытие лаком". А значение, в котором оно прижилось во всём мире, - это торжественное открытие художественной выставки, на котором присутствуют специально приглашённые гости.

Прежде французские художники, перед тем, как выставить свои полотна на суд зрителей, для лучшего визуального эффекта покрывали их лаком. Вот отсюда и пошло в народ слово "вернисаж".

Интересно то, что во времена соцреализма в искусстве у нас в СССР бытовало выражение "лакировка действительности", которое означало, что художник намеренно приукрашивает жизнь в своих картинах. Таких художников называли "лакировщиками". Параллель налицо, только французские художники украшали само полотно, а наши - жизнь. Всё равно и те, и другие - вернисажисты (лакировщики).

Впервые слово "вернисаж" я, как и большинство советских детей, встретила ещё в дошкольном возрасте в басне Сергея Владимировича Михалкова (отца Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского) - "Слон-живописец". Басню эту называли ещё "Слон на вернисаже".




                           

                           Фрагмент мультфильма "Лесной концерт" - басня Сергея Михалкова "Слон живописец"







Понятное дело, что именно Франция - родина вернисажей. В Париже с давних пор художники выставляют свои картины не только в галереях, но и под открытым небом, в основном в районе Монмартр. (Монмартр - район, по обыкновению заселённый парижской богемой). И этот, можно сказать, художественный базар тоже называют вернисажем.




Площадь Тертр в парижском районе Монмартр - здесь художники выставляют и продают (или пытаются продать) свои картины.
Очень похоже на одну из улиц Львова. Недаром во Львове снимались фильмы, в которых нужно было показать Париж, - "Д"Артаньян и три мушкетёра", например.



Ещё в Париже есть знаменитый Мост Искусств. Художники и фотографы зачастую рисуют и фотографируют на этом мосту под открытым небом - их привлекают живописные виды, открывающиеся с этого моста. Здесь же, как и на Площади Тертр, они выставляют свои работы, а парижане летом здесь устраивают пикники и вольно или невольно становятся зрителями на импровизированном вернисаже.


660px-Paris_Pont_des_Arts

На этом мосту поэт Андрей Вознесенский увидел портреты Владимира Маяковского и его возлюбленной Лили Брик, нарисованные прямо на асфальте, под ногами у прохожих. Чему и посвятил своё стихотворение.


Примечание.
Лиля Брик, урождённая Лили Юрьевна (Уриевна) Каган (1891-1978) - российский и советский литератор.
А все остальные регалии, приписываемые ей в справочниках, и в Википедии в том числе, связаны с именем великого пролетарского поэта Владимира Маяковского.




Маяковский в Париже

Уличному художнику



Лили Брик на мосту лежит,
разутюженная машинами.
Под подошвами, под резинами,
как монетка зрачок блестит!

Пешеходы бросают мзду.
И как рана,
Маяковский,
щемяще ранний,
как игральная карта в рамке,
намалеван на том мосту!

Каково Вам, поэт, с любимой?!
Это надо ж - рвануть судьбой,
чтобы ликом,
как Хиросимой,
отпечататься в мостовой!

По груди Вашей толпы торопятся,
Сена плещется под спиной.
И, как божья коровка, автобусик
мчит, щекочущий и смешной.


Андрей Вознесенский


Такой вот вернисаж под ногами!



Андрей Вознесенский был знаком с Лилей Брик, бывал у неё дома, где она устраивала нечто подобное артистическим салонам - у неё постоянно толпился московский артистический, в широком смысле этого слова, бомонд. Считается, что именно Лиля Брик в некотором роде дала начинающему поэту Вознесенскому путёвку в жизнь, ведь по образованию он был архитектором.


А вот, что пишет о Лиле Брик Марина Викторовна Черкашина, автор литературоведческих работ о Михаиле Булгакове, Владимире Маяковском, Николае Гоголе, Зинаиде Гиппиус, Максимиллиане Волошине, Александре Вертинском, Марине Цветаевой:

"Лиля жила в окружении знаменитостей и любила их шокировать. Уже в старости она потрясла Андрея Вознесенского таким признанием: "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…" Страдающей стороной в этом "треугольнике", оказывается был знаменитый поэт! Вознесенский был настолько шокирован услышанным, что полгода не мог приходить к Брик в дом: "Она казалась мне монстром. Но Маяковский любил такую. С хлыстом…"".


Примечание.
Ося - Осип Максимович (Меерович) Брик (1888-1945) - российский и советский литератор, литературовед и литературный критик, первый муж Лили. А вообще их, мужей, было три: следующим за Бриком был комкор Виталий Маркович Примаков, расстрелянный в 1937 году за участие в троцкистском антигосударственном заговоре, а последним был литературовед, историк литературы, занимавшийся творчеством Маяковского, - Василий Абгарович Катанян.



Литературоведы утверждают, что тношение к Лиле Юрьевне в литературных кругах было неоднозначным. Вот, к примеру, как отзывалась Анна Ахматова о Лиле Брик в пору, когда той было 38 лет: "Лицо несвежее, волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза".


3519750c09b3284ae
Ну, не знаю, не знаю... Как там говорил Волк в мультфильме про Красную шапочку: "Глазки, как глазки, - ничего особенного." Хотя, на фотографии, которая приведена в паре с фотографией Маяковского, Лиле всего 24 года, а никак не 38. Но, нужно сказать, что это самая удачная фотография из всех, какие удалось найти. Все остальные оставляют в недоумении: а что же поэт и такой представительный мужчина нашёл в этой самой Лиле? Достаточно только посмотреть на фотографию, которая приведена ниже, принадлежащую руке небезызвестного Александра Родченко, на которой Лиля снята в стиле псевдообнажёнки - здесь ей 33 года.

А держала Лиля, кстати, настоящее её имя Лили, а Лилей её называл Маяковский, его в своих ручках мёртвой хваткой. Злые языки утверждают, что её "любовь" к поэту была, по большей части, меркантильного свойства. Чего только стоят духи и наряды, которые Маяковский привозил ей из своих многочисленных поездок за рубеж, среди которых было и неоднократное
посещение Франции. Это не говоря уже об "автомобильчике", причём непременно марки "Форд" последнего выпуска, заказанном ею Владимиру Владимировичу (не путать с президентом - и кроме него есть много известных людей с таким сочетанием имени и отчества, а встречаются среди них и просто замечательные люди, например, мой питерский дядя Володя) и привезённому им ей в подарок. Впечатляет и то, что она вместе со своим официальным мужем Осипом Бриком жила за счёт Маяковского долгие годы. А после смерти Маяковского ещё и ухитрилась стать наследницей 50% авторских прав на его произведения, как законная супруга, хотя в это время была замужем совсем за другим человеком.
Вот уж поистине, велики чудеса твои, Господи. Как говорит одна моя великомудрая подруга: "Каждый мужик - балалайка. Кто не ленится, тот играет."

Да и какое там неоднозначное отношение!? Вот, как описала свои впечатления о встрече с Бриками дочь Корнея Ивановича Чуковского - Лидия Корнеевна, которая в 1940 году приезжала к Брикам в Москву по поводу издания однотомника Владимира Маяковского:

"Общаться с ними было мне трудно, весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом... Более всех невзлюбила я Осипа Максимовича: оттопыренная нижняя губа, торчащие уши и главное – тон не то литературного мэтра, не то пижона... была удивлена небрежностью их работы, полным равнодушием к тому, хорош ли, плох получится однотомник, за который они в ответе".


Дамочка эта (Лиля) была, что называется "оторви и брось". Не было бы её связи с Маяковским и его любви к ней, а правильней сказать, психологической зависимости, кто бы о ней вспомнил? Но, нужно ей отдать должное, паблисити она себе создавать умела. Утверждают, что за границей её знали лучше, чем дома. Наверное, этому в немалой степени способствовало то, что её младшая сестра Элла, у которой Лили в своё время и отбила Маяковского, впоследствии ставшая, благодаря замужеству с французским офицером Триоле, гражданкой Франции, а потом женой поэта-коммуниста Луи Арагона и писательницей Эльзой Триоле, создавала во Франции своей сестрице имидж путеводной звезды и единственной любви знаменитого поэта Владимира Маяковского.

Французский артистический цех проявлял недюженный интерес к персоне мадам Брик. Дошло даже до того, что сам Ив Сен Лоран презентовал ей на какой-то весьма почтенный юбилей, кажется, на 85-ти летие, сногсшибательное вечернее платье.



"Лиля обладала волшебной палочкой и великодушно касалась ею тех, кто выражал определенные взгляды и убеждения, кто был талантлив и неповторим, кто был смел, дерзок, нежен и беззащитен", - так писали о Брик французы в книге о ста самых знаменитых женщинах мира. Даааа, правильно говорят, что имдж - это всё.

Кстати, известный российский историк моды Александр Васильев, большой оригинал, называет подобных дам великими лежалками. И, что интересно, с ним нельзя не согласиться. Ему же принадлежит фраза:






Мужья приходят и уходят, а бриллианты остаются - Александр Васильев




Ну, просто, как о Лиле сказано! Автомобильчик и баснословные по тем временам авторские за издание стихов Маяковского, ну, чем не бриллианты!?









Лучшие друзья девушек - это бриллианты
Музыка и слова Константина Меладзе
Поёт ВИА ГРА



Такие чувства, какими одарил её знаменитый поэт, и тем прославил, достались Лиле Юрьевне не по чину - не по её человеческим качествам и даже не по её внешним данным, нужно сказать, достаточно заурядным. Ну, как тут не вспомнить старый анекдот советского времени про еврейскую сваху (во многих еврейских семьях институт сватовства бытовал и в советское время).



Пришла сваха в приличный еврейский дом и предлагает родителям невесты лучших женихов, которые имеются у неё на примете.

Вот, обратите внимание, очень достойный жених - доктор наук, профессор. Правда, он уже не очень молод - ему под пятьдесят, но зато у него трёхкомнатная квартира в центре города, прекрасная дача и "Волга" с гаражом.

Ну, что Вы! Нам бы кого-нибудь попроще...

Тогда этот жених: около сорока, кандидат наук, доцент. Двухкомнатная кооперативная квартира в новостройке и "Жигули" впридачу.

Ну, что Вы! Нам бы кого-нибудь попроще...

Попроще, так попроще, - молодой человек, около тридцати, инженер, живёт пока с родителями, но очень способный и перспективный - у него всё впереди.

Ну, что Вы! Нам бы кого-нибудь попроще...

Инженер! Да кто же может быть ещё проще!?

Нам бы мясника...

А что, у вас уже такая красивая дочь!?










Но куда там всем этим французским вернисажам до нашего, русского! Уж, если русская душа чего пожелала, то всё у неё выходит с размахом, под стать широте самой души.)))

Вот так в Москве, в Измайлово, на берегу Серебряно-Виноградного пруда появился "Вернисаж" - всем вернисажам вернисаж! Это крупнейшая в мире выставка-ярмарка предметов изобразительного, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел, сувениров и антиквариата.
Вернисаж существует уже около ста лет, и за это время он полюбился и москвичам и приезжим.









Сюда съезжаются художники и народные мастера со всей России.

На вернисаже можно посмотреть и купить изделия всемирно известных народных промыслов и ремёсел: Хохлому, Гжель, Федоскинскую роспись, Палехскую роспись, Холуйскую роспись, Дымковскую игрушку и многое-многое другое.


Измайловский "Вернисаж" - настоящий город мастеров! Здесь есть Улица Ремёсел, Аллея Художников, Блошиный рынок, Антикварный и Серебряные ряды.
Есть даже настоящая кузница, в которой народные мастера просто на глазах у зрителей создают шедевры кузнечного искусства. А тем, кто желает приобщиться к кузнечному делу, кузнецы могут дать мастер-класс.





Аллея художников

      

Картины, которые выставлены на Аллее художников





71a383dd860571a383dd8605





В Санкт-Петербурге вернисаж под открытым небом расположился перед костёлом Святой Екатерины на Невском проспекте, где ежедневно десятки художников выставляют и продают свои картины.










       e6b0caadeadb       





71a383dd860571a383dd8605





У нас во Львове тоже есть свой вернисаж - это небольшая площадь позади Музея украинского искусства, который находится в самом центре города - на проспекте Свободы. Здесь художники продают свои картины и изделия прикладного искусства в основном туристам. А туристов во Львове в последнее время видимо-невидимо. Особенно сейчас, когда наступила тёплая погода.



                            





71a383dd860571a383dd8605







Рисует себе художник на свежем воздухе портрет - рисует, рисует...





Потом выставляет его в картинной галерее и люди приходят посмотреть на новую картину





Проходит время, картина старится и никто уже не ходит на неё смотреть, а она припадает пылью, вися в запаснике...














67242148.jpg   



Найк Борзов - Художник
Авторские песня и исполнение



Tags: Андрей Вознесенский, Владимир Маяковский, Лиля Брик, Париж, Сергей Михалков, вернисаж, мультфильмы, поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments