Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Банджо и кларнеты, лассо, пистолеты... - Кино социалистической Чехословакии



                           Два фрагмента из музыкальной кинокомедии "Если бы тысяча кларнетов" - Kdyby tisíc klarinetu (1964)
                           "Я Вас люблю" - поют Хана Хегерова, Вальдемар МатУшка и Карел Готт
                           "Тереза" - поёт Вальдемар МатУшка


В 1960-х - 1970-х годах чехословацкий кинематограф переживал свой расцвет. Снимались фильмы разной тематики, но, по прошествии времени, в памяти остаются только некоторые, такие, которые с интересом смотрятся в любом возрасте и в любые времена. Кинематограф социалистической Чехословакии заявил себя как создатель замечательных музыкальных комедий, детских сказок, детективов и пародий на зарубежные детективы и вестерны. Появилось много замечательных режиссёров и актёров. Среди актёров есть два очень ярких имени - Вальдемар МатУшка и Карел Готт, которые, в первую очередь, были, а Карел Готт остаётся им и поныне, прекрасными певцами.









"Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино" - эта фраза Ленина, сказанная им в беседе с Луначарским в феврале 1922 года, и сегодня, почти 100 лет спустя, актуальна, несмотря на то, что в кинотеатры теперь ходят мало. Но фильмы в каждый дом услужливо подбрасывает телевизор, а уж если в доме есть хотя бы один компьютер... А он теперь есть почти в каждом доме, то просмотр фильмов в режиме живого времени или их скачивание со всевозможных сайтов доступно владельцу компьютера практически без ограничений. Сегодня, когда книга отошла на второй план, именно кинопродукция формирует у наших детей представление о мире и именно поэтому очень важны содержание фильмов и манера подачи информации, которую они в себе несут.

Всё вышесказанное объясняет, почему в СССР и в социалистических странах кинопродукции уделялось столько внимания - государство оплачивало кинопроизводство, а раз так, то и имело полное право выставлять определённые требования к содержанию и качеству фильмов.

В "мрачные" коммунистические времена в ЧСРР (Чехословацкой социалистической республике) снималось много фильмов, благо, что ещё с довоенных времён в стране существовала киностудия "Баррандов" ("Barrandov Studios"), которая была одной из лучших кинофабрик в Европе.
Кинокомпания была основана в 1921 году братьями Гавелами - Вацлавом и Милошем и была их собственностью. Один из братьев, Вацлав, - отец Вацлава Гавела младшего - президента посткоммунистической Чехословакии, а потом, по результатам своего "умелого" правления, только одной Чехии.
В 1931 году началось строительство киностудии "Баррандов", а в 1933 году киностудия выпустила свой первый фильм.

Начиная с 1938 года и до освобождения Чехословакии от немецко-фашистских захватчиков советскими войсками - во времена протектората, как это называют в Чехии сегодня, киностудия была конфискована у её владельцев и работала на благо Третьего рейха.

После войны, ещё до прихода к власти в Чехословакии коммунистов
(25 февраля 1948 года), киностудия была национализирована. Об этом во время войны мечтали чешские режиссёры и сценаристы. Им хотелось независимости творческого процесса от денег и, похоже, несмотря на дальнейшую цензуру, они получили относительную свободу творчества, так как доходы киностудии "Баррандов" напрямую зависели от сборов в кинотеатрах, что давало возможность не рассчитывать на помощь государства в процессе создания фильмов.
Точно не знаю, но это даёт основание полагать, что киностудия в экономическом плане была кооперативом, а не государственным предприятием.

А по поводу Вацлава Гавела, думаю, что именно отъём студии у его родственников сделал из него в своё время диссидента. Хотя, видит Бог, не коммунисты первые начали.)))

Прекрасная материально-техническая база студии способствует тому, что на ней снимались и продолжают сниматься зарубежные фильмы, в том числе снимались там и советские фильмы. Так знаменитый фильм "Весна" Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли в 1947 году снимался именно там.
Там же снимал в 1998 году Никита Михалков своего сибирского брадобрея, пардон, "Сибирского цирюльника".
Много фильмов снимают на киностудии "Баррандов" сегодня американцы, поскольку производство фильмов здесь обходится намного дешевле, чем в Штатах.
Но вот чего сейчас не делает эта знаменитая киностудия, так это не снимает чешское кино. Оно - чешское кино, вроде бы, существует, его даже иногда кто-то видит, а вот где оно снимается, сие тайна великая есть. Обусловлено это тем, что теперь уже приватизированное чешское кинопроизводство кудряво живёт на деньги, вырученные от производства зарубежных фильмов и рекламы, а потому не нуждается в тех небольших деньгах, которые могут заплатить ему чешские кинематографисты. Именно так рынок, он же базар, сказал своё веское слово и поставил точку в споре о том, что в искусстве важней: творческие идеи или деньги. Что навевает философские и не очень весёлые мысли.

Но что бы и как не происходило в жизни стран и народов, просто жизнь сама по себе стоит того, чтобы её проживать - проживать весело, но с достоинством.




Эта жизнь стоит того
Поёт Вальдемар МатУшка









Вальдемар Матушка (Waldemar Matuška) родился 2 июля 1932 года в Чехословакии (Кошице - Словакия) - чешский и словацкий актёр, певец, музыкант.

Его мать (Вита Малинова) была солисткой Венского театра оперетты (Австрия).
Детство Вальдемара прошло в Праге.

Вальдемар Матушка - один из самых популярных певцов Чехословакии 60-70-х годов. Он прекрасно играл на гитаре, бас-гитаре, банджо.
Сначала Вальдемар Матушка учился на стеклодува в Подебрадах, но победила любовь к музыке.
В 1957 году прославился исполнением первой песни "Сувенир".
С 1961 года - актёр пражского театра "Семафор". Выступал в театре "Рококо" в Праге.

С успехом выступал на эстраде не только соло, но и в дуэтах с певцами Карелом Штедрым, Евой Пиларовой, Хеленой Вондрачковой, Иржи Сухим, Иткой Зеленковой, Карелом Готтом.
Свой первый альбом Матушка выпустил в 1965 году. Дискография Вальдемара Матушки состоит из 50 альбомов, последний из которых вышел в 2007 году.

В 1976 году Матушка женился на очень красивой и звонкоголосой певице Ольге Блеховой. Вместе они создали группу К.Т.О - "Kamarádi táborových ohňů" ("Друзья таборных костров"). Всегда подозревала, что Матушка цыган.)))
Много и успешно Матушка гастролировал за рубежом.






Waldemar Matuška & Olga Blechová - Láska je lék (1970)
Вальдемар МатУшка и Ольга Блехова - Любовь - это лекарство

Ох, и хороша же эта Ольгица!





Пойдём со мной, милая
Поёт Вальдемар МатУшка



Вальдемар Матушка успешно снимался в кино. Самой известной актёрской работой Вальдемара Матушки стала роль Мануэля Диаса в знаменитом фильме "Призрак замка Моррисвилль" (1966).

Два раза - в 1962-ом и в 1967-ом годах Вальдемар Матушка становился обладателем национальной музыкальной премии "Золотой соловей".

В 1986 году артист переехал в США, после чего его имя было исключено из фильмов, в которых он снимался и пел песни. Вальдемару Матушке было запрещено выступать с концертами в Чехословакии.
Чиновники во все времена проявляют свою сущность, которая состоит в том, что они, обладая властью над людьми, зачастую смешной и эфемерной, стараются её использовать, чтобы доказать свою нужность и значимость. Встречается такое качество у людей вообще, а конкретно у чиновников - это просто такая форма существования материи. И здесь дело не в том, что это были чиновники от искусства социалистической страны - посмотрите на то, как усердствуют еврочиновники от ювенальной юстиции и вопрос о принадлежности чиновника к той или иной политической системе отпадёт сам по себе.






Waldemar Matuška - O Zuzano (1963)
Вальдемар МатУшка - О, Сюзанна!

Видимо, с тех пор, как Матушка спел эту песню, его и потянуло в Штаты.)))




Waldemar Matuška - Růže z Texasu (1979)
Вальдемар МатУшка - "Розы из Техаса"



По чешскому радио слышала, что Матушка тогда бежал от коммунистов. Мысль, конечно же, интересная, но проблемы с выступлениями у него начались не до, а после этого "побега". А вот его постоянный друг-соперник на эстраде Чехословакии Карел Готт вполне благополучно чувствовал себя и во времена коммунистов и сейчас профессиональная удача его не оставляет.

В шестидесятых годах Готт и Матушка в своём творческом соревновании шли на равных, возможно, Матушка был даже успешнее Готта. Но уже в начале 70-х годов Готт стал неоспоримым королем чешской эстрады, коим остается до сих пор. Чешских женщин в свое время можно было разделить на две группы: тех, которые восхищались Вальдемаром Матушкой, который сегодня попал бы в категорию "мачо", и тех, которые отдавали предпочтение аристократичному Карелу Готту.
К сожалению, в отличие от Готта, карьера Вальдемара Матушки в 70-х и 80-х годах постепенно сходила на нет. Почти все свои хиты он записал еще в 60-х.

В 1989 году Матушка возобновил свою связь с родиной, опять стал появляться на ТВ и выступать на эстраде. Всё-таки, как у нас говорят: где родился, там и пригодился.

Последнее десятилетие жил в Санкт-Петербурге (штат Флорида) вместе со своей женой Ольгой Блеховой.

Вальдемар Матушка ушёл из жизни 30 мая 2009 года в США. Похоронили же его в Праге.






Slaviči Z Madridu - Соловьи из Мадрида
Поёт Вальдемар Матушка
Съёмки Чехословацкого телевидения


В песне речь идёт о сине-золотом небе Мадрида, о корриде, красивых женщинах и о том, как хорошо в тени фиговых деревьев пить вино и наслаждаться пением соловьёв.








Карел Готт (Karel Gott) родился 14 июля 1939 года в городе Пльзень (Чехословакия) - один из самых знаменитых чешских певцов.

В юности он получил образование электромонтёра трамвайных систем, однако уже во время обучения начал участвовать в художественной самодеятельности.
В конце 1950-х годов Готт выступал в пражских кафе и танцевальных клубах.
В 1958 году он получил свою первую премию на конкурсе певцов-любителей.

В 1960 году Готт оставил работу на трамвайном заводе и поступил в Пражскую консерваторию по специальности "оперное пение".

В 1962 году поступает в пражский театр "Семафор", и в том же году дуэт Карела Готта и Власты Пруховой победил в хит-параде Чешского радио.

В 1967 году он отправился на гастроли в Лас-Вегас (США).

Благодаря своим вокальным талантам он смог завоевать успех на поп-сцене Западной и Восточной Европы и выпустить первый альбом, тут же ставший "золотым". В Европе Карела Готта стали называть "Золотой голос из Праги".

Пик популярности Карела Готта пришёлся на 1970-е - 1980-е годы, когда он по праву занимал первое место в поп-музыке Чехословакии, регулярно получал первые места на национальных музыкальных конкурсах и выпускал один за другим "золотые" и "платиновые" диски.
Он часто гастролировал по Европе, Азии и Америке, а его репертуар включал в себя композиции всего спектра музыкальных жанров - от поп-музыки до народной и классической.




Поёт Карел Готт


Карел Готт вёл собственную музыкальную программу на телевидении, снимался в художественных и документальных фильмах.

В 1990 году Карел Готт хотел окончить свою певческую карьеру, но поклонники его пения не дали ему такой возможности. Именно поэтому Карел Готт до сих пор остаётся главной звездой чешской поп-музыки, регулярно выпускает новые песни и альбомы, а в 2011 году в тридцать седьмой раз выиграл ежегодный национальный музыкальный конкурс "Золотой соловей".

Карел Готт женат один раз, причём женился он очень поздно. Сейчас он вместе со своей женой Иванной воспитывает двух маленьких дочек. Вероятно, всё дело в том, что в более молодые годы он был слишком "востребован" у представительниц прекрасного пола, что не давало ему возможности определиться с выбором спутницы жизни. Тем не менее, у него есть две взрослые дочери, которых он очень любит и о которых заботится. Благодаря одной из них, он стал дедом, чем очень гордится.




Артист очень переживает за своих младших дочек, так как, по его словам, по телевизору каждый день рассказывают о пропавших детях, поэтому он старается предпринять всевозможные меры для предотвращения подобной ситуации со своими детьми.

Лично меня очень удивил и, можно сказать, потряс рассказ о том, что в Чехии тоже, как и у нас на Украине и в России, пропадают дети в больших количествах. По рассказам моих родителей о послевоенном Ужгороде, где служил мой отец (Ужгород до войны (до 1938-го года) входил в состав Чехословакии), там не запирали не только калитки, но и сами двери домов, ибо воровства не было - оно было искоренено с очень давних времён жестокими австрийскими законами, в соответствии с которыми укравшему отрубали руку, а в особо тяжёлых случаях вора казнили.
Думаю, если бы такие законы действовали сегодня, хотя бы по отношению к тем, кто крадёт детей, нигде не было бы такой страшной ситуации.

Уже после того, как был написан этот сюжет, попалась мне в интернете статья о том, что Чехия сегодня на первом месте в Европе по количеству детских борделей для "элитной" публики, а по-нашему, по-простому - для педофилов. Вот такая она цена лозунга "За нашу и вашу свободу!" - это свобода действий для торговцев живым товаром, свобода для извращенцев всех мастей, сутенёров и наркоторговцев.
Теперь я понимаю, что опасения Карела Готта - это не мания преследования, а реальный взгляд на вещи.






Секрет его молодости. Карел Готт (2008)
Документальный фильм о Кареле Готте









Новогоднее представление в Пражской опере (1974)
Вальдемар МатУшка и Карел Готт поют попурри из своих песен, при этом Вальдемар МатУшка поёт куплеты из самых популярных песен Готта, а Карел Готт - из песен МатУшки









4maf_ru_pisec_2013_03_01_03-05-14_512fe0cc93f50







"Призрак замка Моррисвилль" - "Fantom Morrisvillu" (1966)
Пародия на мистический детектив

В фильме снимался и пел Вальдемар Матушка. Прекрасный фильм, замечательная музыка и Вальдемар Матушка, как, впрочем и все остальные актёры, выше всяких похвал.















"Лимонадный Джо, или Лошадиная опера" - "Limonádový Joe aneb Koňská opera" (1964)
Пародия на вестерн






Карел Готт за кадром поёт песни за главного героя картины. В титрах значится и Вальдемар Матушка, но почему-то, кроме маленького эпизода без слов, его больше нигде не видно.

Сюжет фильм Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" очень во многом повторяет сюжет фильма "Лимонадный Джо", только мне кажется, что предмет конфликта или альтернатива, предлагаемая жителям небольшого городка на Диком Западе США в фильме Суриковой: виски, карты, драки и разврат или просмотр фильмов менее органична, чем в фильме "Лимонадный Джо": виски и всё прочее или кололокий лимонад со всеми назойливыми заморочками рекламы.












Три орешка для Золушки - Tři oříšky pro Popelku (1973)
Фильм-сказка по мотивом сказки братьев Гримм в переложении Божены Немцовой. Совместное производство ЧССР и ГДР.


Карел Готт поёт в фильме за кадром.












Старики на уборке хмеля - Starci na chmelu (1964)
Молодёжная комедия-мюзикл и одновременно мелодрама Вратислава Блажека и Ладислава Рихмана - в своё время этот фильм считался культовым



Было мне и ей по 16 лет
Поёт Вальдемар Матушка












Конец агента - Konec agenta (1967)
Пародия на детективы из серии о Джеймсе Бонде

Очень люблю этот фильм - смотрела его много раз и всегда с хорошим настроением.





Как Джеймс Бонд
Поёт Карел Готт



preview












Златовласка - Zlatovláska (1973)
Фильм-сказка производства Чехословацкого телевидения













Бедржих СмЕтана - симфоническая поэма "Влтава" из цикла "Моя Родина"
Современная обработка - поёт Карел Готт


В Чехии мелодия "Влтавы" считается неофициальным национальным гимном.
Tags: "Златовласка", "Конец агента", "Лимонадный Джо", "Призрак замка Моррисвилль", "Старики на уборке хмеля", "Три орешка для Золушки", Вальдемар Матушка, Карел Готт, Чехословакия, артисты, кино, кино социалистических стран, популярная музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments