Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Category:

Нескромное очарование падших женщин - Дама с камелиями в опере Верди

Кинуко Крафт - Violetta - Traviata - La Traviata.jpg

                              Кинуко Крафт - Виолетта - Травиата

Кинуко Ямабе Крафт (Kinuko Yamabe Craft), (родилась 3 января 1940 года в префектуре Исикава, Япония), - американская художница. Известна как иллюстратор и фэнтези-художник.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

                              

                              Renata Tebaldi "Addio del passato" La Traviata
                              Джузеппе Верди - "Прошлое, прощай" - ария Виолетты из оперы "Травиата"
                              Поёт - Рената Тебальди




Рафаэлло Наннини - Фигура кокетки возможно вдохновленная образом Виолетты из оперы Верди «Травиата»  - 1889 - Фарфор бронза мрамор.jpg

Рафаэлло Наннини - Фигура кокетки - 1889 - Фарфор, бронза, мрамор
Считается, что на создание этой скульптуры Рафаэлло Наннини вдохновил образ Виолетты - героини оперы Верди "Травиата"





Сомов Константин Андреевич - Куртизанки.jpg

Константин Андреевич Сомов - Куртизанки

Константин Андреевич Сомов (1869, Санкт-Петербург - 1939, Париж) - русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества "Мир искусства" и одноименного журнала. Академик Императорской Академии художеств.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Куртизанка (от французского "courtisane", или итальянского "cortigiana", первоначально означало "придворная") - женщина лёгкого поведения, вращающаяся в высшем свете, ведущая светскую жизнь и находящаяся на содержании богатых и влиятельных любовников.

XIX век славился великолепными дамами полусвета, которые зачастую были ещё и актрисами или певицами. Одной из таких дам была Мари Дюплесси (Marie Duplessis), (1824, Нонан-лё-Пен, департамент Орн - 1847, Париж), - известная французская куртизанка, любовником которой, среди прочих, был и Александра Дюма-сын. Мари стала прообразом Маргариты Готье - главной героини его романа "Дама с камелиями".

Маргарита Готье, героиня романа "Дама с камелиями" Дюма-сына, была выдающейся красавицей, которую весь Париж узнавал по букету чудных камелий, без которых она нигде не появлялась. Никаких других цветов Маргарита Готье никогда не носила. Цветущими же камелиями постоянно были убраны все её комнаты, а особенно, будуар. Такая постоянная страсть к этим цветам заставила её поставщицу цветов мадам Баржон назвать ее "La dame aux camelias" (дамой с камелиями) - так окрестил её и весь светский Париж.



Эдуард Вьено (Édouard Viénot) - Портрет Мари Дюплесси.jpg

Эдуард Вьено - Портрет Мари Дюплесси

Эдуард Вьено (Édouard Viénot), (1804, Фонтенбло - 1872, Брюссель), - французский художник, салонный портретист.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





camellia 1.png





Настоящее имя Мари Дюплесси - Роуз-Альфонсин Плесси. Она родилась в 1824 году в семье нормандских крестьян, находящейся на грани нищеты. Её отец, торговец алкоголем по имени Марин Плесси, беспробудно пил и избивал её мать, которая умерла, когда девочке исполнилось семь лет. Год спустя Марин Плесси бросил дочь, оставив её на попечении приёмной семьи. Девочка работала прачкой. Когда же ей исполнилось четырнадцать лет, отец вернулся и продал её мужчине лет семидесяти с репутацией развратника. Затем отец увёз её в Париж, где, согласно одной из легенд, он "потерял" дочь в большом городе, предоставив её самой себе.

В Париже Альфонсина опять работала прачкой, потом - швеёй и это шесть дней в неделю по тринадцать часов в день. Поэтому, когда её заметил некий ресторатор из Пале-Рояль и предложил свою "помощь", выбор был сделан очень быстро. Собственная квартира и 3000 франков на первоначальные расходы - так началась её новая жизнь. Ей шестнадцать, она необыкновенно хороша и столь же невежественна.

На каком-то балу она познакомилась с молодым и красивым герцогом Антуаном Аженором де Гиш, который стал её любовником и Пигмалионом одновременно, превратив бывшую прачку в утончённую женщину, салон которой будут посещать лучшие представители французской литературы - от Оноре де Бальзака до Альфреда де Мюссе. Он забросал её нарядами и драгоценностями, но, прежде всего, заставил брать уроки французского, рисования, музыки и танцев, а также взять новое имя, звучавшее более аристократично - Мари Дюплесси. Семья герцога де Гиш не восприняла всё это благосклонно: чтобы положить конец скандалу, вмешался отец и Антуана Аженора отправили за границу.



Agénor de Gramont (1819-1880) - Agénor de Gramont (ici en 1853) - par Eliseo Scala - collection Gramont.jpg

Элисео Сала - Портрет герцога Антуана X де Грамон

Элисео Сала (Eliseo Sala), (1813, Милан - 1879, Триуджо), - итальянский художник, автор жанровых картин, исторических сюжетов и реалистичных портретов.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Герцог Антуан Аженор Альфред де Грамон (Antoine X Alfred Agénor de Gramont, duc de Guiche), (1819-1880), - французский дипломат, в 1870 году занимавший пост министра иностранных дел. Вначале именовался герцогом де Гиш, пока в 1855 году не унаследовал титул герцога де Грамона.





camellia 2.png





Анри Леманн (Henri Lehmann ) - Портрет Ференца Листа.jpgАлександр Дюма-сын.jpgНо жизнь, теперь уже Мари Дюплесси, не сбавляет обороты: рядом с ней знаменитые и титулованные мужчины, среди которых и Александр Дюма (1824-1895) - сын автора "Трёх мушкетёров". У него с Мари были романтические отношения в 1844-1845 годах, которые он в конечном итоге разорвал, не имея средств для их поддержания. В своём прощальном письме он написал Мари:

"Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы вам. И поэтому давайте забудем оба: вы - имя, которое вам было, должно быть, почти безразлично; я - счастье, которое мне больше недоступно.
                                                                                                                        Александр Дюма-сын
                                                                                                                        Литография XIX века


Бесполезно рассказывать вам, как мне грустно, потому что вы и сами знаете, как я вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня. С тысячью лучших воспоминаний."

                      Портрет Ференца Листа
                         кисти Анри Леманна

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Анри Леманн (Henri Lehmann), (1814, Киль, Герцогство Гольштейн - 1882, Париж), - французский исторический живописец и портретист немецкого происхождения.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Последним любовником Мари стал композитор Ференц Лист (1811-1886), с которым у неё были страстные отношения. Но сын горничной Лист всегда стремился к связям в высшем обществе, поэтому бурных чувств оказалось недостаточно, чтобы принять предложение Мари Дюплесси взять её с собой в долгое 18-месячное турне. "Я не буду беспокоить тебя", - умоляла Мари. "Я весь день сплю... а ночью ты можешь делать со мной всё, что захочешь". К этому времени Мари уже была больна туберкулёзом. После отказа Листа, чтобы забыться она окунулась в бесконечный круговорот балов и вечеринок, усугублявших её болезнь.





Джузеппе Верди - Ария Виолетты "Быть свободной, быть беспечной..." из оперы "Травиата"
Поёт - Евгения Мирошниченко - 1978





camellia 2.png





21 февраля 1846 года Мари в Лондоне вышла замуж за одного из своих поклонников - графа Эдуара Перрего, который женился, несмотря на противодействие своей семьи. Брак не считался действительным во Франции, так как не был утверждён французским консулом, но Мари до самой смерти называла себя графиней. Через год после свадьбы Мари Дюплесси умерла в возрасте двадцати трёх лет. Это случилось 5 февраля 1847 года. Через несколько недель после смерти все её имущество было распродано на аукционе, чтобы покрыть долги - последние два года жизни из-за прогрессирующей болезни она не могла зарабатывать деньги.

На похоронах Мари Дюплесси присутствовали только двое из её прежних поклонников - Эдуар де Перрего и Эдуар Делессер. Но на кладбище пришла любопытствующая публика, падкая на сенсации. Гроб был усыпан камелиями и обложен венками из них. Дамы были в восторге от этой красоты и ещё целый год после похорон у многих богатых парижан было в моде ездить на кладбище Монмартр и украшать могилу Мари камелиями.

Английский писатель Чарльз Диккенс (1812-1870) иронизировал по поводу парижан, оплакивающих смерть куртизанки. Вот так он описал аукцион, на котором распродавали вещи Мари:

"Там собрались все парижские знаменитости, - писал он графу д’Орсэ. - Было много великосветских дам, и все это избранное общество ожидало торгов с любопытством и волнением, исполненное симпатии и трогательного сочувствия к судьбе девки... Говорят, она умерла от разбитого сердца.
Что до меня, то я, как грубый англосакс, наделенный малой толикой здравого смысла, склонен думать, что она умерла от скуки и пресыщенности. Глядя на всеобщую печаль и восхищение, можно подумать, что умер национальный герой или Жанна д’Арк. А когда Эжен Сю купил молитвенник куртизанки, восторгу публики не было конца".


Александра Дюма-сына в это время не было в Париже - он путешествовал по Алжиру и Испании и узнал о смерти Мари только по дороге домой. Поспешив к дому Мари, он увидел объявление о распродаже имущества. Он смог выкупить только золотую цепочку, которую Мари носила на шее. Но он обессмертил её в своём романе "Дама с камелиями", в котором сам он, сохранив инициалы, выведен под именем Арман Дюваль, и в "своём лучшем стихотворении" по его собственным словам.



На смерть Мари Дюплесси

Александр Дюма-сын


Расстался с Вами я, а почему - не знаю,
Ничтожным повод был: казалось мне, любовь
К другому скрыли Вы... О суета земная!
Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь?
Потом я Вам писал о скором возвращенье,
О том, что к Вам приду и буду умолять,
Чтоб даровали Вы мне милость и прощенье.
Я так надеялся увидеть Вас опять!
И вот примчался к Вам. Что вижу я, о Боже!
Закрытое окно и запертую дверь.
Сказали слуги мне: в могиле черви гложут
Ту, что я так любил, ту, что мертва теперь.
Один лишь человек с поникшей головою
У ложа Вашего стоял в последний час.
Друзья к Вам не пришли. Я знаю: только двое
В последнем шествии сопровождали Вас.
Благословляю их. Они одни посмели
С презреньем отнестись к тому, что скажет свет,
Умершей женщине не на словах – на деле
Отдав последний долг во имя прошлых лет.
Те двое до конца ей верность сохраняли,
Но лорд ее забыл и князь прийти не мог;
Они ее любовь за деньги покупали
Но не смогли купить надгробный ей венок.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Александр Дюма-сын описывал Мари Дюплесси как высокую и очень худую женщину с чёрными волосами и розово-белым лицом, похожую на саксонскую статуэтку. У неё была небольшая головка, лицо тонкое и живое с удлинёнными, как у японки, эмалевыми глазами и красными, как вишня, губами. А ещё у неё были самые красивые в мире зубы.


"Она была одной из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладали сердцем."

Александр Дюма-сын



Жан-Шарль Оливье - Портрет Мари Дюплесси.jpg

Жан-Шарль Оливье-Пино - Портрет Мари Дюплесси

Жан-Шарль Оливье-Пино (Jean-Charles Olivier-Pinot), (1813, Буксурулл - 1886, Париж), - французский художник, известный как миниатюрист.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





camellia flower.png





Роман "Дама с камелиями" сразу стал очень популярным. Прообразом Маргариты Готье - главной героини романа, безусловно, была Мари Дюплесси, но её образ в романе был идеализирован и, как писал сам Александр Дюма-сын в одном из писем, в его произведении нашли отражение лишь некоторые внешние черты Мари, а не факты из её короткой жизни.

Драматург Пьер-Поль Сироден (1814-1883) посоветовал Дюма-сыну переделать роман в пьесу. Старшему Дюма пьеса понравилась и он собирался поставить её в своём Историческом театре, но помешали события революции 1848 года. В 1850 году театр "Водевиль" принял пьесу к постановке. Но возникло препятствие: сюжет для того времени был слишком смелым и министр полиции Леон Фоше запретил пьесу. Отец и сын Дюма безрезультатно обращались к цензору де Бофору - запрет оставался в силе. Лишь после переворота 2 декабря 1851 года Морни, сменивший на короткое время Фоше, снял запрет на постановку.

Премьера пьесы прошла в феврале 1852 года с большим успехом, она приобрела сенсационную известность в Париже. Французский писатель Андре Моруа (1885-1967) писал, что успех драмы был поразителен, а Дюма "наперебой вызывали, забрасывая его мокрыми от слёз букетами", которые, по свидетельству другого писателя - Теофиля Готье (1811-1872), дамы "срывали со своей груди".

В дальнейшем сценическая судьба пьесы была успешной - её ставили не только во Франции, а роль Маргариты Готье исполняли самые известные актрисы. Неизменное восхищение публики в этой роли вызывала великая Сара Бернар.

Фотопортрет Сары Бернар в роли Маргариты Готье стал классическим клише XIX века и одним из самых растиражированных снимков актрисы, хотя фотографировалась она постоянно. Его сделал американский фотограф Наполеон Сарони. Сарони был уверен в том, что в коммерческом смысле эта фотография будет очень успешной - он заплатил Бернар за съемку полторы тысячи долларов. Его вложения окупились всего за несколько месяцев.



Сара Бернар в образе Маргариты Готье - Фотограф Наполеон Сарони - 1880.jpg

Сара Бернар в образе Маргариты Готье
Фотограф - Наполеон Сарони - 1880

Сара Бернар (Sarah Bernhardt), урождённая Генриетт Розин Бернар (Henriette Rosine Bernardt), (1844, Париж - 1923, Париж), - французская актриса, которую в начале XX века называли "самой знаменитой актрисой за всю историю". Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном драматические и трагические роли. В её честь назван кратер Бернар на Венере.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Роль Маргариты Готье была вершиной в творчестве Сары Бернар - её фотографировали в этой роли, с неё писали портреты в роли Дамы с камелиями. На закате своей карьеры она даже снялась в немом фильме "Дама с камелиями", но после просмотра актриса пришла в ужас - возраст, который, хоть и с трудом удавалось скрывать на сцене, в кино скрыть было невозможно.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Хозе Нин и Тудо (1840-1908) - Сара Бернар в роли Маргариты Готье.jpg

Хозе Нин и Тудо (1840-1908) - Сара Бернар в роли Маргариты Готье

Хосе Нин-и-Тудо (José Nin y Tudó), (1843, Эль-Вендрель - 1908, Мадрид ), - испанский каталонский художник, зачастую черпал вдохновение в написании заупокойных портретов известных людей, что придавало его имени зловещий оттенок.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Clairin Georges Jules Victor - Сара Бернар в роли дамы с камелиями.jpg

Жорж Жюль Виктор Клерен - Сара Бернар в роли Дамы с камелиями

Жорж Жюль Виктор Клерен (Georges Jules Victor Clairin), (1843, Париж - 1919, Клоар-Карно, Бретань, Франция), - французский художник-востоковед и иллюстратор. В Париже он вел светскую жизнь и подружился с актрисой Сарой Бернар, был её другом на протяжении пятидесяти лет. Сегодня он наиболее известен своими портретами "в костюмах" и неформальными интимными портретами.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Сара Бернар в фильме Дама с Камелиями -  1912.jpg

Сара Бернар во французском немом фильме "Дама с Камелиями" - 1912

Фильмов на сюжет "Дамы с камелиями" снято множество - фильм 1912 года был первым из них. Саре Бернар в то время было шестьдесят восемь лет.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





camellia 2.png





Марина Цветаева, которая восхищалась талантом Сары Бернар, посвятила её сценической героине стихи:



Дама с Камелиями

Марина Цветаева


Все твой путь блестящей залой зла,
Маргарита, осуждают смело.
В чем вина твоя? Грешило тело!
Душу ты - невинной сберегла.

Одному, другому, всем равно,
Всем кивала ты с усмешкой зыбкой.
Этой горестной полуулыбкой
Ты оплакала себя давно.

Кто поймет? Рука поможет чья?
Всех одно пленяет без изъятья!
Вечно ждут раскрытые объятья,
Вечно ждут: "Я жажду! Будь моя!"

День и ночь признаний лживых яд...
День и ночь, и завтра вновь, и снова!
Говорил красноречивей слова
Темный взгляд твой, мученицы взгляд.

Все тесней проклятое кольцо,
Мстит судьба богине полусветской...
Нежный мальчик вдруг с улыбкой детской
Заглянул тебе, грустя, в лицо…

О любовь! Спасает мир она!
В ней одной спасенье и защита.
Всё в любви. Спи с миром, Маргарита...
Всё в любви... Любила - спасена!

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





camellias-2.png





Неудивительно, что такая слезливая история, как "Дама с камелиями", стала основой оперного либретто - в ней было всё, что для этого нужно: молодые и красивые герои, любовь без перспективы, отверженность, неизлечимая болезнь и смерть. Оперу на этот сюжет написал великий итальянский композитор Джузеппе Верди. Подробно ознакомиться с биографией Верди и посмотреть художественный фильм о его жизни можно в сюжете Темны египетские ночи - Опера Верди "Аида".



Джованни Больдини - Портрет Джузеппе Верди - 1886.jpg

Джованни Больдини - Портрет Джузеппе Верди - 1886

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi), (1813, деревня Ле Ронколе, Пармское герцогство, Французская империя - 1901, Милан, Италия), - итальянский композитор, автор многочисленных опер, украсивших собой репертуар всех оперных театров мира.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



"Травиата" (La traviata, что в переводе с итальянского означает "падшая", "заблудшая", от глагола traviare - сбивать(ся) с пути) - опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве.
Необычными для оперного сюжета в то время были: выбор главной героини - куртизанки, умирающей от неизлечимой болезни, а также то, что действие оперы разворачивалось в современном Париже (середина XIX века).

В опере главных героев зовут Виолетта и Альфред. Сюжет оперы вкратце таков: на одной из вечеринок Виолетта Валери - известная парижская куртизанка - знакомится с влюблённым в неё молодым провинциалом Альфредом Жермоном. Эта встреча переворачивает её жизнь: Виолетта оставляет Париж и свою прежнюю жизнь и поселяется вместе с Альфредом за городом на лоне природы. Казалось бы, счастье совсем близко, однако приехавший отец Альфреда просит Виолетту не губить будущее сына и оставить его. Убитая горем Виолетта, умирающая от чахотки, принимает нелёгкое решение расстаться с Альфредом ради его будущего. Опера завершается сценой встречи Виолетты и Альфреда после длительной разлуки, но, к сожалению, слишком поздно - Виолетта умирает на руках возлюбленного.



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Премьера оперы состоялась 6 марта 1853 года в театре "Ла Фениче" в Венеции и потерпела провал - публика не воспринимала в качестве оперных героев своих современников. Кроме того, в провале премьеры немаловажную роль сыграло и то, что в роли Виолетты выступала певица более чем внушительных габаритов и это при том, что играла она женщину, больную туберкулёзом. Публика сочла это неуместной шуткой.



Teatro La Fenice - Bellini Ettore.jpg

Театр "Ла Фениче"(Teatro La Fenice) - Венеция





Джузеппе Верди - Увертюра к опере "Травиата"
Дирижёр - сэр Джон Элиот Гардинер
Оркестр и балет театра "Ла Фениче" - Венеция



Teatro La Fenice - foto di Michele Crosera.jpg

Театр "Ла Фениче"(Teatro La Fenice) - Венеция



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif


Премьера второй редакции состоялась 6 мая 1854 года в Венеции, в Театре Сан-Бенедетто. "Травиата" в Театре Сан-Бенедетто была поставлена в костюмах XVIII века и имела большой успех.



Francesco Guardi - Ball in the Teatro San Benedetto - Venice - 1782.jpg

Франческо Гварди - Бал в театре Сан-Бенедетто (Teatro San Benedetto) - Венеция - 1782

Франческо Ладзаро Гварди (Francesco Lazzaro Guardi), (1712, Венеция - 1793, Венеция), - итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



camellia 2.png



Триумфальное мировое шествие "Травиаты" началось в 1855 году - Вена, Мадрид, Барселона. В 1856 году её впервые услышали парижане в "Театре Итальен". В том же году состоялись премьеры в Лондоне и Нью-Йорке, в 1857 году опера была поставлена в Гамбурге.

В дальнейшем оперу Верди ждала счастливая сценическая судьба - нет ни одного оперного театра в мире, который не ставил бы "Травиату". Кинематографисты несколько раз снимали фильмы-оперы "Травиата", самым известным и зрелищным из которых стал фильм знаменитого оперного режиссёра Франко Дзеффирелли. В фильме снимались великолепные оперные исполнители.



Пласидо Доминго и Тереза Стратас в версии Франко Дзеффирелли.jpg

Пласидо Доминго (Альфред) и Тереза Стратас (Виолетта)
Кадр из кинофильма Франко Дзеффирелли "Травиата" (1983)



Джузеппе Верди - "Застольная" из первого акта оперы "Травиата"
Поют - Пласидо Доминго и Тереза Стратас
Фрагмент из фильма Франко Дзеффирелли



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





Травиата - фильм-опера, Италия (1983)
Музыка - Джузеппе Верди
Режиссёр - Франко Дзеффирелли
Дирижёр - Джеймс Левайн
Хор и оркестр театра Метрополитен Опера

В главных ролях:

Виолетта Валери - Тереза Стратас
Альфред Жермон - Пласидо Доминго
Жорж Жермон (отец Альфреда) - Корнелл МакНейл



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





Джузеппе Верди - Увертюра к опере "Травиата"
Фрагмент из фильма Франко Дзеффирелли



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Во втором акте оперы в сцене бала во дворце Флоры Бервуа, подруги Виолетты, есть танцевальный номер "Танец матадора", для участия в котором Франко Дзеффирелли пригласил выдающихся советских артистов балета, народных артистов СССР Владимира Васильева и Екатерину Максимову.





Танец матадора
Танцуют - Владимир Васильев и Екатерина Максимова
Фрагмент из кинофильма Франко Дзеффирелли "Травиата"



camellia 2.png



До фильма Дзеффирелли уже существовала очень удачная экранизация "Травиаты". В 1968 году итальянскими телевизионщиками был снят фильм-опера "Травиата" с великолепной американской оперной дивой итальянского происхождения Анной Моффо в роли Виолетты.





Травиата - фильм-опера, Италия (1968)
Музыка - Джузеппе Верди
Режиссёр - Марио Ланфранки
Дирижёр - Джузеппе Патане
Хор и оркестр Римской оперы

В главных ролях:

Виолетта Валери - Анна Моффо
Альфред Жермон - Франко Бонисолли
Жорж Жермон (отец Альфреда) - Джино Беки



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





"Застольная" из первого акта оперы Джузеппе Верди "Травиата"
Поют - Анна Моффо и Франко Бонисолли
Фрагмент из фильма-оперы Марио Ланфранки "Травиата"



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





Ария Жоржа Жермона из оперы Джузеппе Верди "Травиата"
Поёт - Джино Беки
Фрагмент из фильма-оперы Марио Ланфранки "Травиата"



camellia 2.png



Партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений. Среди её исполнительниц - итальянские певицы Аделина Патти, Роза Понсель, Рената Тебальди, австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, канадское лирическое сопрано Тереза Стратас и великая гречанка Мария Каллас.



Мария Каллас в постановке под управлением Лукино Висконти в «Ла Скала» - 1955.jpg

Мария Каллас в роли Виолетты из оперы "Травиата" в постановке Лукино Висконти в миланском театре "Ла Скала" - 1955





Три фрагмента спектакля "Травиата" в Лиссабоне - 1958
Поют - Мария Каллас и Альфредо Краус

Второй акт: Alfredo! ... Voi! (Альфредо!...Вы!)
Акт третий: Ария "Addio del passato bei sogni ridenti" (Прощай, прошлое, добрые забавные мечты)
Акт третий: Дуэт "Parigi, o cara" (Париж мы покинем)



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





Джузеппе Верди - Дуэт "Париж мы покинем" из третьего акта оперы "Травиата"
Поют - Пласидо Доминго и Тереза Стратас
1971
Неизвестная мне постановка



0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Рафал Ольбиньски - Травиата.jpg

Рафал Ольбиньски - постер к постановке "Травиаты" в Opera Pacific американского города Санта-Ана в округе Ориндж, штат Калифорния

Рафал Ольбиньски (Rafał Olbiński), настоящее имя Юзеф Рафал Феликс Халупка (Józef Rafał Feliks Chałupka), родился в 1943-ом году в польском городе Кельце (Польша) - польский и американский художник, график, автор плакатов, представитель польской школы плаката.
Подробней с биографией Рафала Ольбиньски и его работами можно ознакомиться в сюжете "Сюрреалист-меломан - Миры Рафала Ольбиньски".

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif





camellias-1.png





Портрет Аделины Патти.jpg

Портрет Аделины Патти, к сожалению, неизвестного авторства

Портрет этот находится в Милане в музее всемирно известного театра Ла Скала, но на всех имеющихся в интернете фотографиях невозможно рассмотреть надпись на шильдике, прикреплённом к низу рамы. И даже на итальянских форумах посетители задают вопрос: "Кто автор этого прекрасного портрета?"

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



Знаменитая итальянская оперная дива Аделина Патти (1843-1919), обладавшая феноменальным колоратурным сопрано, была большой любительницей камелий. Она имела огромный успех а роли Виолетты, вероятно, именно поэтому она любила прикалывать цветы камелии себе на грудь и украшать ими свою прическу. Перед выступлением в "Травиате" она приходила в театр с букетом камелий, а гримёрка её была убрана целыми кустами этого вечнозелёного растения.
Кстати, наиболее известный вид камелий - Camellia sinensis (Камелия китайская, или Чай, или Чайный куст) - из её листьев получают сырьё для приготовления чая.
Видов камелий много и они бывают разных цветов - от белого до красного. Я не очень разбираюсь в цветах камелии, но, исходя из тех видов, которые я видела на иллюстрациях, могу сделать вывод, что и на прекрасном портрете Франца Винтерхальтера Патти изображена тоже с камелиями.



Франц Винтерхальтер - Портрет Аделины Патти - 1863.jpg

Франц Винтерхальтер - Портрет Аделины Патти - 1863

Франц Ксавер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter), (1805, Менценшванд, Шварцвальд Штирия (герцогство) - 1873, Франкфурт-на-Майне), - немецкий живописец и литограф, один из самых модных портретистов середины XIX века. Мастер светского и придворного портрета, создал единственную в своём роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif



camellia 2.png



Опера "Травиата" Верди быстро стала очень популярной - её музыка в Италии, а потом и в других странах была у всех на слуху. Арии из оперы напевали благодарные любители оперной музыки, а с появлением радио эта великая музыка лилась из всех репродукторов. Так в СССР существовала радиопередача, которая называлась "В рабочий полдень" - её время приходилось как раз на обеденный перерыв - в ней по заявкам слушателей звучала популярная классическая музыка, среди которой и арии из "Травиаты, а особенно, "Застольная" из первого акта. В связи с этим был курьёзный случай: одна молодая семья, которая постоянно слушала эту передачу, решила назвать свою дочь Травиатой - им нравилось это звучное итальянское слово. К счастью, в ЗАГСе нашлись люди, которые объяснили молодым родителям, что это слово означает в переводе на русский, и девочку назвали Виолеттой.





Джузеппе Верди - Застольная из первого акта оперы "Травиата"
Поют - Сергей Лемешев и Жанин Мишо (солистка Гранд Опера - Париж)
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР - 1957



camellia 2.png



Мари Дюплесси стала Дамой с камелиями потому, что резкий цветочный запах вызывал у неё головокружение - это было связано с её болезнью, а у камелий практически запаха нет. Но существует легенда, каких обычно много вокруг таких известных персон, что зрительно она предпочитала розы и фиалки, дескать, недаром имя героини оперы "Травиата" Виолетта. Не знаю, не знаю - всё может быть...



Розы Травиата.jpg

Розы сорта Травиата



Эрте - Травиата.jpg

Эрте - Травиата

Роман Петрович Тыртов, псевдоним Эрте (Erté), (1892, Санкт-Петербург - 1990, Париж), - художник, график, иллюстратор, сценограф, модельер, скульптор эпохи ар-деко русского происхождения, работавший в Париже и Голливуде. Стал известен под псевдонимом Эрте́, который составлен из первых букв имени и фамилии.
Подробней с биографией, а также с работами Эрте можно ознакомиться в сюжете "Бьющая по глазам роскошь Арт деко - Эстетика эпохи джаза (часть 3)".

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif






Фарфоровый цветок камелии  Boehm Pink Camellia Violetta in la Traviatta.jpg

Фарфоровый цветок розовой камелии "Виолетта из "Травиаты""




Tags: Александр Дюма-сын, Дама с камелиями, великие лежалки, декоративно-прикладное искусство, живопись, история, кино, опера, театр, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments