Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Замечательный русский художник и писатель Владимир Иванович Глухов

Художник Владимир Глухов.jpg

Художник Владимир Глухов

Глухов Владимир Иванович, родился в 1961-ом году в Душанбе (тогда столица ТадССР), а умер 11 сентября 2018-го года в Тюмени, - советский и российский художник и писатель. Владимир Глухов закончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, член Союза художников России.
Его картины находятся в частных и музейных собраниях России и за рубежом.

0_7c2f3_741f8e12_XS.gif

Когда узнала, что Владимир Глухов умер, захотелось сделать короткий сюжет с его картинами. Но при ближайшем знакомстве с его творческим наследием оказалось, что кратким этот сюжет не получится, наверное потому, что каждый человек это Вселенная, а талантливый художник - вдвойне.





Художник Владимир Глухов умер в возрасте 57 лет
Регион Тюмень



Таджикский цикл



Владимир Глухов на выставке своих картин.jpg

Владимир Глухов на выставке своих картин


"Среднеазиатская школа живописи - синтез традиционной мусульманской культуры, языческой культуры, которая существовала до ислама, и авангарда - французского и русского, который пришел в регион вместе с революцией".

Владимир Иванович Глухов



Ангурча (ягодка винограда).jpg

Ангурча (ягодка винограда)



Байки Ашур-Ака.jpg

Байки Ашур-Ака



Варзобские тополя.jpg

Варзобские тополя



Внимательный муж.jpg

Внимательный муж



Возвращение домой.jpg

Возвращение домой



Воспоминание.jpg

Воспоминание



Двое.jpg

Двое

Кто эти двое? Мне в них чудятся Навои и Улугбек, но, возможно, это просто фантазия, навеянная историей.



Добрый день.jpg

Добрый день



Зульфия и колхозник.jpg

Зульфия и колхозник


Просто-таки библейская притча о Сусанне и старцах, рассказанная на восточный лад.)))



Искушение правоверного Ибрагима.jpg

Искушение правоверного Ибрагима



Краснобородый.jpg

Краснобородый



Летний вечер.jpg

Летний вечер



Моление о первенце.jpg

Моление о первенце



Ночные шахматы.jpg

Ночные шахматы



Оазис.jpg

Оазис



Ожидание.jpg

Ожидание



Осень в горах.jpg

Осень в горах



Последний луч.jpg

Последний луч



Осень в Душанбе.jpg

Осень в Душанбе



Постирушка.jpg

Постирушка



Сон в полуденную ночь.jpg

Сон в полуденную ночь



Фрукты.jpg

Фрукты



Цыганка Люли.jpg

Цыганка Люли



Пьяные апушки.jpg

Пьяные апушки

Владимир Глухов назвал этих женщин на русский манер апушками (от слова апа).
Апа - это форма обращения к старшей родственнице или старшей женщине. Слово это казахское, но оно употребляется в том же значении и в других языках, в частности, в узбекском и в таджикском.

Удивительный сюжет картины, так как мусульманам Коран пить вино не велит. Правда, только до заката, а потом, когда аллах не видит, а шайтан не дремлет - можно и выпить.)))
В узбекском языке, к примеру, даже не было слов, аналогичных словам "вино" и "пиво". По-узбекски вино и пиво называются "виноси" и "пивоси".



Восточный базар



Зелёный базар.jpg

Зелёный базар

Базар на Востоке - средоточие всей жизни. Здесь встречаются со знакомыми, здесь узнают последние новости. Недаром Конфуций говорил: "Вещи нужно называть своими именами и кричать об этом на всех базарах".



Зелёный петух.jpg

Зелёный петух



На базаре.jpg

На базаре

Эта картина напомнила мне забавный случай из моей жизни в Ташкенте, где я работала сразу после окончания института. Как-то на Алайском базаре, находившемся в центре города, я по глупости поддалась на уговоры мальчишки лет шести-семи, катившего огромный арбуз, и купила его за 1 рубль. Арбуз, лёжа на земле, был выше моих коленей. Когда я сообразила, что тащить это чудо я никак не смогу, пацанёнка уже и след простыл. Пришлось мне самой катить его всю дорогу до общежития под весёлые комментарии прохожих, гудки автомобилей и предложения водителей подвезти меня с моим арбузом. Я гордо отказывалась и толкала свою добычу, проклиная всё на свете. Дорога была не близкая и заняла два часа времени. Метров за сто от заводского общежития старичок-узбек с арбы продавал дыни и арбузы. Когда он меня увидел, всплеснул руками и воскликнул укоризненно: "Зачем такой большой взяла?", чем окончательно меня добил. Но за свои мучения я была вознаграждена реакцией девчонок в общежитии - они были в диком восторге от арбуза, а я в знак благодарности пригласила их к себе в гости, ибо съесть этот дар природы нужно было сразу, так как ни в какой холодильник он бы не влез.



Таджик в Тюмени

Рассказ Владимира Глухова



Когда я приехал в Тюмень, позвонил другу в Питер, а он и говорит: "А слабо тебе сказать, что такое Тюмень?" Почему, говорю, слабо? Могу сказать - пьяно и грязно. Зимой холодно, что я терпеть не могу. Весной - грязно. А летом - летит этот тополиный пух, от которого вся морда горит. Но весь этот экстрим подстегивает тебя как-то, заставляет суетиться. В Таджикистане у нас, когда идет "афганец" (самум), это вообще страшное давление на организм. Но я тогда был молод: отец и мать у меня сильно страдали, а мне хоть бы что. И это был, конечно, повод для живописи. Интересно, как солнце сквозь пыль пробивается. И пыльная буря в горах... Ты видел, как на картинах у китайцев: передний план четкий, потом - туман, потом опять четкий вид возникает...

Маленькими мы выбирали подходящие деревья и строили на них гнезда, скрепляя их алюминиевой проволокой. В нашем дворе у всех были гнезда. Заберешься в гнездо и уроки сразу сделаешь - влёт! Гнездо - это твой маленький домик на дереве. Потом смотришь, как дерево постепенно начинает проволоку обволакивать - нигде такого не видел! Упадок начался с того момента, как мы стали строить гнезда лежачие... Удивительно, но 1.000.000 лет назад, на том месте, где сейчас Душанбе, обитали жирафы. Факт!

Есть такое понятие «душанбинский характер» – открытость, душа нараспашку... А тюменский характер... это люди, в своем большинстве с тройным, а то и с четверным дном, очень скрытные и негостеприимные. И Тюмень... Что за город без градостроительной концепции - в самом городе какая-то временщина заложена. Полюбить Тюмень мне бы очень хотелось! Сравнить картины душанбинского и тюменского периода - тюменские пронзительнее, но такие мало кто купит... Я Тюмени благодарен за образ Васи, это совершенно реальный был Вася; одна из картин с Васей в Третьяковке сейчас. А потом посмотрю на многих (вот на Ельцина) - да это же Вася! Самые пронзительные вещи в Тюмени написаны... Оказалось, что я очень люблю грибы собирать (сам не знаю, откуда это во мне), но лес вот совсем не люблю. Как любить это однообразие стволов? А пустыня - она другая, в ней постоянно все течет и меняется...

В 92-м году таджики убивали всех памирцев, памирцы стреляли в таджиков. Парень кагэбэшник мне тогда уже сказал: "Уезжай - все, ничего здесь больше не будет!" На юге нефть нашли, тут и Америка, конечно, вставит свои 15 копеек. Гражданскую войну в Азии просто сделать: приходишь и расстреливаешь семью. "Кто?!" - отвечаешь, что, мол, из соседнего кишлака. До этого говорили, но всегда с иронией: кулябцы - менты, Ленинабад всегда у власти. А есть еще Памир, есть Вахшская долина. Много группировок: то дрались, то мирились. Я думал, что победит Ленинабад - у них деньги и власть, а победил Куляб. Ленинабадцы совсем, видно, зажрались. В 92-м году дом пришлось продать за гроши. Отец, заслуженный деятель науки СССР, член-корреспондент, остался в Таджикистане. Он получает пенсию 500 рублей. У моих племянников два часа в неделю уроки - какое образование они там получат? А мой дед, бабка и с ними отец приехали поднимать этот край. Тут до них вообще ничего не было... Как написала жена моего друга, поэт Марина Некрасова, "мы уехали и забрали с собой город..." Приехал в Душанбе в 1996 году, встречали Новый Год, пошел к друзьям, выпивали. Надо домой идти, а на улице темно. "Не ходи!" Да ну, вы что! Моя родная улица. Приставили пистолет к голове, сняли все, ботинки не успели - кто-то подъехал и фары направил... Вернулся туда, где сидел. "Ну, что мы тебе говорили?" Фигушки - а ботинки-то остались! Очень я тогда обиделся - на моей родной улице!

Я благодарен Тюмени на 100 процентов: приютила, дала возможность зарабатывать. Есть люди, с которыми могу посидеть и поговорить от души; их немного, но они есть. Но у города нет своей идеи. Город сдвинулся: от одного берега отплыл, а к другому не приплыл. Как писалось, если не можешь выбрать время, когда умереть, то место ведь можешь. Я бы хотел умереть дома. Приехал в Тюмень в первый раз, пошел от вокзала до Красина, зимой было дело, и самое теплое место у меня просто заледенело. Но и в Тюмени есть нечто хорошее - ожидание. Вот Васю надыбал, глядишь, еще что-нибудь надыбаю. Но последний раз кисточку в краску обмакнул я еще в августе! Все таджики здесь плохо адаптируются, однако во всяком правиле есть исключения...

Вот Чемакин Тюмень понимает. И Олег Федоров понимает. И Захаров. И они, в отличие от меня, любят ее. У меня в окно виден храм, смотрю на него, а в голове война. Позвонила знакомая из Парижа: "Ты что сейчас в окно видишь?" "Храм." "Какой кайф!" А у меня война в голове. С Тюменью я хотел разобраться через живопись - что она такое? Вокруг раздрай, не могу связующее поймать. Академик Краллау, первый директор Музея изобразительных искусств в Тюмени, приезжал сюда из Питера, я его пригласил посмотреть мои картины. Он говорит: "У вас есть три варианта: уехать на родину, спиться или полюбить Тюмень". Мол, боль вас убьет - в картинах все это есть. Вот в Таджикистане я написал серию в цветах таджикского флага: красный, белый, зеленый и еще один красный внизу. Был я у друга, а он рисовал флаг, и вдруг сверху красная краска потекла... Тут я все и увидел. Ведь красный и зеленый - антагонисты, и между ними идет постоянная война. А белый между ними посредник. А Азию я понял, когда в Душанбе один раз в автобус вошел - там сидела женщина-таджичка, платком закрыто пол-лица, и тут я понял - вот это Азия! Глаза есть, но молчит. Через эту полузакрытость я многие вещи тогда просек. Например, почему в азиатских домах нет окон на улицу. Мне очень хочется Тюмень написать, но не могу найти единую черту. Я смотрю всегда предвзято. Я себе вдолбил в голову, что я ее не люблю. Я говорю себе: "Ведь эта же земля тебя приютила. Меня не грязь угнетает, а то, что я эту грязь не понимаю."




Таджик в Тюмени.jpg

Таджик в Тюмени



Вася...

Рассказ Владимира Глухова



Вася был... Почему был? Я надеюсь, что он есть, вполне реальный человек. Живет и работает в Тюмени. Фамилию его, я к сожалению, не помню. В то время, когда мы с ним познакомились, он работал сантехником в школе-гимназии N1. Вернее, числился сантехником, а был и плотником, и стекольщиком, и дворником, и сторожем. Этакий Левша-Кулибин. Только Вася, в отличии от Левши и Кулибина - был актуальным и современным для своего времени. Он был - маргиналом.
Всем был Вася в то время. Был он и моим главным собутыльником. Я работал в школе художником-оформителем. И была у меня мастерская. В подвале. Бывший школьный тир. Там мы с ним пили водку и говорили на очень важные, глобальные, судьбоносные для человечества темы.
В частности, с горечью поминали тот факт, что 25 мая 1927 года Земля налетела на Небесную Ось. И выпив, мечтали, какая наступит у нас, на Земле, замечательная жизнь, когда Земля, наконец, с этой Оси слезет, и будет опять свободно парить в бескрайних просторах Вселенной...
Мы пили и обнявшись, лежа на теннисом столе, глядя в бетонный потолок подвала, пели.
- Я Земля! Я своим завещаю питомцам!
Хорошо пели. Душевно!
И потолок, послушав нас немного, раскрывал для нас свой бетонный занавес и мы видели чистое, звездное небо и парили мы с Васей среди звезд, свободные от всяких осей…
Потом я сделал первую свою крупную выставочную акцию в Тюмени под названием - "Арт-Подготовка".
Там, среди прочих работ, были и картины, где главным героем был Вася. Целых пять штук. Вася, конечно, пришел на выставку. Конечно, с супругой. Они, нежно обнявшись, долго ходили по периметру огромного зала, и супруга Васи что-то все время говорила Васе на ухо. Я решил тихонько подойти сзади и, как не стыдно, подслушать, как она шепчет ему на ухо, мол, какой Глухов молодец, как он красиво тебя нарисовал, какой и ты молодец и красавец и, что она им гордится.
Я подошел.
И услышал.
- Вася, мне стыдно за тебя! Какая Глухов, сволочь! На всех картинах ты Вася, со стаканом или в жопу пьяный! Ты позоришь меня, Вася! Да к тому же, Глухов не умеет рисовать! Вот посмотри - на этой картине у тебя одна рука маленькая, кулачок хиленький, а ведь, все равно он тебе сунул в кулачок стаканчик водки. Как не стыдно? Зато другую руку он нарисовал огромную, и сунул тебе в нее лучише зеленый, как твои губы по утрам. А ведь знает, собака, что я терпеть не могу, когда от тебя несет перегаром с луком!
Вася слушая, добродушно улыбался. А потом, так же тихо, добрым таким голосом, ей ответил.
- Ты не понимаешь, дорогая. Глухов - правильно нарисовал. Я когда пью, я стараюсь сделать руку со стаканом, как можно меньше. И спрятать ее подальше. А руку с закусью сделать побольше и выставить вперед, что бы ты видела, что я не пью, а закусываю!
Вася очень добродушно улыбался своими толстыми, красными губами.
Я поразился словам Васи. Не зря потолок подвала раскрывал нам с ним свои бездны!
Вот так!





Вася.jpg

Вася



Вася и Афродита.jpg

Вася и Афродита



Вася и Афродита (физик и лирик).jpg

Вася и Афродита (физик и лирик)



Вася и цыганка.jpg

Вася и цыганка



Вася и гаражи.jpg

Вася и гаражи





Русская трагедия



Русская трагедия - исход русских из мусульманских республик в начале 90-х годов. Владимир Глухов лично пережил эту трагедию. Далеко не все могут понять его чувства, связанные с этими событиями. Я могу. Большинство моих родных и со стороны мамы, и со стороны отца пережили такую же трагедию в Грозном, а потом продолжали переживать её там, где оказались после бегства из родного дома. Это те, которые остались живыми. Как писала мне моя двоюродная сестра, оказавшаяся после Грозного в Воронеже, "... это в Грозном мы все были русскими, а здесь мы грузины, поляки, итальянцы и тоже чужие".
Грузины, поляки, итальянцы, осетины... такая смесь кровей у моих родных со стороны мамы. Русские, латыши и немцы - со стороны отца.



Владимир иванович Глухов.jpg

Владимир Иванович Глухов



Прополка поля бурьянного.jpg

Прополка поля бурьянного



Сенокос.jpg

Сенокос



Пила.jpg

Пила



По-над оврагом.jpg

По-над оврагом



Вася Икарушка.jpg

Вася Икарушка



Собака стрелочника.jpg

Собака стрелочника





Memento mori





Владимир Глухов.jpg

Владимир Глухов



Навруз (Мементо море).jpg

Навруз (Мементо море)

Навруз - Новый год, праздник весны, весеннего равноденствия у народов Средней Азии, начала нового сезона.
Memento mori - в переводе с латыни "помни о смерти".


Художник дал такое название своей картине, опираясь на слова Александра Ивановича Герцена:


"Новый год есть периодическое memento mori."

Отрывки из дневника (1839)






Владимир Глухов - Качим Кермек

Качим Кермек - такая трава - перекати поле.




Tags: Владимир Глухов, живопись, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments