Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

В тиши восточного гарема - в плену безудержных страстей - (часть 4 - Бахчисарайский фонтан )

Бахчисарайский фонтан - Ольга Струнина.jpg

                              Шкатулка "Бахчисарайский фонтан" - Мстёра
                              Автор - Ольга Струнина

Ольга Львовна Струнина, родилась в 1966-ом году в посёлке Мстёра Владимирской области, - художник-миниатюрист, представитель семьи художников народного промысла Мстёры. Окончила мстерскую художественную профтехшколу в 1987-ом году. Член Союза художников с 1993-го года.

                              
                              Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - Фрагменты из балета "Бахчисарайский фонтан"
                              в постановке Самарского Академического театра оперы и балета
                              Дирижёр - Евгений Хохлов

                              



Артист балета М.Михайлов в роли хана Гирея скульптор Янсон-Манизер.jpg

Статуэтка "Артист балета Михаил Михайлов в роли хана Гирея"
СССР - ЛФЗ (1937)
Автор - Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971)

Гирей сидел потупя взор;
Янтарь в устах его дымился;
Безмолвно раболепный двор
Вкруг хана грозного теснился.
Всё было тихо во дворце;
Благоговея, все читали
Приметы гнева и печали
На сумрачном его лице.


А.С.Пушкин





4maf.ru_pisec_2017.02.04_14-25-36_5895b9be1f62a.gif





karl-bryullov-baxchisarai.jpg

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) - Бахчисарайский фонтан




Не обошла стороной мода на восточную экзотику и Россию. Под впечатлением от посещения ханского дворца в крымском Бахчисарае во время южной ссылки Александр Сергеевич Пушкин в 1821-1823-х годах написал поэму под названием "Бахчисарайский фонтан". Пушкин придал поэтическую форму рассказу одной своей знакомой, в которую тогда был безнадежно влюблён. Долгое время имя этой дамы было зашифровано самим поэтом как К**. Впоследствии исследователям творчества Пушкина стало известно её имя - это была графиня Киселёва София Станиславовна (в девичестве Потоцкая).

София Станиславовна рассказала поэту историю о любви крымского хана Гирея к польской красавице, оказавшейся в его гареме после очередного набега татар на славянские земли, и о трагической гибели девушки от руки любимой ханской жены, приревновавшей хана к полячке. Ханскую жену за это утопили, а сам хан загоревал навечно и в честь своей несостоявшейся любви построил плачущий фонтан.

История была преподнесена как быль, во что Пушкин охотно поверил. На самом же деле это был всего лишь вымысел, который всё же соседствовал с фактами. Узнав об этом, Пушкин был весьма удручён - он ведь перечитал столько исторической литературы для того, чтобы его поэма как можно более правдоподобно вписалась в историческую канву.

Но вряд ли рассказчица намеренно хотела ввести в заблуждение Александра Сергеевича - она сама искренне верила в эту историю, слышанную ею от своей матери - Софии Глявоне-Витт-Потоцкой - дамы весьма бурного темперамента и столь же бурной судьбы.

София Глявоне - константинопольская куртизанка греческого происхождения, по одной из легенд была наложницей султана, сожительница многих знаменитостей, шпионка и авантюристка, сумевшая стать польской аристократкой. Завсегдатай европейских аристократических салонов, одна из самых колоритных фигур в истории Польши, почитаемая современниками как женщина исключительной красоты и обаяния, София была знатным мистификатором - она придумала себе величественную родословную, в подлинность которой, даже знающие истинное положение дел, предпочитали верить. Немудрено, что и все другие рассказываемые ею истории были красиво оформленным вымыслом.


Первое издание поэмы "Бахчисарайский фонтан" вышло из печати в Петербурге 10 марта 1824-го года с предисловием поэта и друга Пушкина князя Петра Андреевича Вяземского (1792-1878): "Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова". Вслед за текстом поэмы Пушкин велел напечатать "Выписку из путешествия по Тавриде И. М. Муравьева-Апостола", в которой описано посещение Бахчисарая.

Пётр Андреевич в своём предисловии высказался в том роде, что поэтическое произведение не обязано полностью следовать историческим фактам - там вполне уместен вымысел ради художественных достоинств произведения. Таким образом он хотел ободрить своего приунывшего младшего товарища.

Поэма же имела большой успех да и гонорар Пушкин получил за её издание более чем внушительный - 3000 рублей. Огромные по тем временам деньги.



Жены Гирея Гагарин Григорий Григорьевич 1837 акварель.jpg

Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893) - акварель "Жёны Гирея" (1837)

Князь Григорий Григорьевич Гагарин - русский художник-любитель, исследователь искусства, архитектор, обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, вице-президент Императорской Академии художеств.


45694e97efa7.gif


Нет, жены робкие Гирея,
Ни думать, ни желать не смея,
Цветут в унылой тишине;
Под стражей бдительной и хладной
На лоне скуки безотрадной
Измен не ведают оне.
В тени хранительной темницы
Утаены их красоты:
Так аравийские цветы
Живут за стеклами теплицы.
Для них унылой чередой
Дни, месяцы, лета проходят
И неприметно за собой
И младость и любовь уводят.
Однообразен каждый день,
И медленно часов теченье.
В гареме жизнью правит лень;
Мелькает редко наслажденье.
Младые жены, как-нибудь
Желая сердце обмануть,
Меняют пышные уборы,
Заводят игры, разговоры,
Или при шуме вод живых,
Над их прозрачными струями
В прохладе яворов густых
Гуляют легкими роями.



33032.jpg

Триптих статуэток "Бахчисарайский фонтан" - Хан Гирей, Мария и Зарема
СССР - ЛФЗ - 1930-е годы
Автор - Наталия Яковлевна Данько (1892-1942)





4maf.ru_pisec_2017.02.04_14-26-30_5895b9be1f62a.gif





Бахчисарайский фонтан портсигар Палех.jpg

Портсигар "Бахчисарайский фонтан" - Палех





В 1934-ом году в Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета "Бахчисарайский фонтан", написанного советским композитором Борисом Владимировичем Асафьевым.
Свою музыкальную карьеру Борис Асафьев начинал как концертмейстер-аккомпаниатор в балетной труппе Мариинского театра, поэтому понятно его пристрастие к балетному жанру - всего композитор написал 28 балетов.
Либретто балета незначительно отличается от поэмы - исключительно в угоду балетной специфике. Написал его писатель Николай Дмитриевич Волков (1894-1965). Оформила спектакль замечательная театральная художница Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970).

Это была не первая попытка пересказать пушкинскую поэму языком балета. В XIX веке было написано и поставлено несколько балетов, в либретто которых использовалась поэма "Бахчисарайский фонтан" в том или ином виде, но они не задержались на сцене надолго.
Балету же Бориса Асафьева суждена была долгая сценическая жизнь - он и по сей день идёт на сценах театров. Интересна современная постановка балета в Мариинском театре Санкт-Петербурга.



Янсон-Манизер - Уланова в роли Марии.jpg





Балерина Галина Уланова в образе Марии.jpgВ роли Марии в балете "Бахчисарайский фонтан" в 1930-1950-х годах блистала великая советская балерина Галина Сергеевна Уланова (1910-1998).

Неудивительно, что Галина Уланова в этой роли стала моделью для скульптора Елены Александровны Янсон-Манизер (1890-1971), известной своей любовью к балету.

Благодаря Елене Александровне, многие замечательные артисты балета того времени предстают перед нами в своих балетных образах.










Две работы Елены Яковлевны Янсон-Манизер (1890-1971) - "Балерина Галина Уланова в роли Марии из балета "Бахчисарайский фонтан""
Слева фарфоровая статуэтка производства ЛФЗ (1950-е годы), справа интерьерная скульптура






Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - Сцены из балета "Бахчисарайский фонтан" (1953)

Мария - Галина Уланова
Зарема - Майя Плисецкая
Хан Гирей - Пётр Гусев





45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif







Борис Владимирович Асафьев (1884-1949) - сцена из балета "Бахчисарайский фонтан"
в постановке Большого театра СССР (1959)

Зарема - Майя Плисецкай
Хан Гирей - Пётр Гусев





Балерина - Мария - каслинское литьё.jpg
Балерина - Зарема - каслинское литьё.jpg






Балетные персонажи всегда были источником вдохновения художников и, особенно, скульпторов, благодаря своей пластической выразительности и экспрессии.

Так замечательный скульптор Ольга Петровна Таёжная-Чешуина создала свои скульптуры "Балерина Мария" и "Балерина Зарема" без привязки к конкретным балеринам - просто как балетное олицетворение пушкинских образов, ожившее в скульптуре.















Статуэтки "Балерина Зарема" и "Балерина Мария"
(каслинское литьё - белый чугун, осветлённая окраска)
СССР - Касли - (1954)
Автор - Ольга Петровна Таёжная-Чешуина (1911-2007)


Ещё две фарфоровые статуэтки на тему балета "Бахчисарайский фонтан" производства Киевского фарфорового завода приведены в сюжете Бьющиеся воспоминания - О чём расскажет винтажный фарфор (часть 2).





Янсон-Манизер - балерина Каминская в роли Заремы - Зарема с зеркалом.jpg

Елена Александровна Янсон-Манизер (1890-1971) - Скульптура "Балерина Каминская в роли Заремы"
(каслинское литьё - окрашенный чугун)
СССР - Касли - (модель 1937-го года)





45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif





Зарема.jpg





Борис Асафьев (1884-1949) - Сцена из балета "Бахчисарайский фонтан"
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)

Зарема - Александра Иосифиди
















                                                                                                                                       Статуэтка "Зарема"
                                                                                                                                       СССР - ЛФЗ - (1950-1960-е годы)
                                                                                                                                       Автор - Анатолий Алексанрович Кисилёв (1929)





45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif





Мария.jpg

Борис Асафьев (1884-1949) - сцена из балета "Бахчисарайский фонтан"
в постановке Мариинского театра (Санкт-Петербург)
Мария - Яна Селина
Гирей - Илья Кузнецов





                                                  Статуэтка "Мария"
                                   СССР - ЛФЗ - (1950-1960-е годы)
                    Автор - Анатолий Александрович Кисилёв (1929)





Хан Гирей.jpg

Статуэтка "Хан Гирей"
СССР - ЛФЗ - (1950-1960-е годы)
Автор - Анатолий Александрович Кисилёв (1929)





4maf.ru_pisec_2017.02.04_17-34-57_5895b9be1f62a.gif





Валентина Ходасевич 1.jpg        Валентина Ходасевич 2.jpg        Валентина Ходасевич 3.jpg        Валентина Ходасевич 4.jpg        Валентина Ходасевич 5.jpg        Валентина Ходасевич 6.jpg        Валентина Ходасевич 7.jpg

Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970) - эскизы костюмов к балету "Бахчисарайский фонтан"





pic-10.jpg





Валентина Ходасевич.jpgВалентина Михайловна Ходасевич, родилась в 1894-ом году в Москве, - советский живописец, театральный художник и график.
Младший современник Льва Бакста, Александра Головина и творческий спутник Владимира Татлина, Владимира Маяковского, Валентина Ходасевич вошла в историю русского искусства как одна из лучших театральных художников.

Валентина Михайловна родилась в семье юриста Михаила Фелициановича Ходасевича - старшего брата поэта Владислава Ходасевича (1886-1939).

1908-1910 - обучалась в воскресных классах Строгановского училища и в школе Фёдора Ивановича Рерберга (1865-1938).
1910-1911 - продолжила своё обучение в Мюнхене.
1911-1912 - училась живописи в Париже.
1912 - вернулась в Москву, работала в студии Владимира Евграфовича Татлина (1885-1953) на Остоженке, участвовала в выставках "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Мира искусства" и других.
1913 - вышла замуж за художника Андрея Романовича Дидерихса (1884-1942) и переехала в Петроград.

До 1918-го года Валентина Ходасевич работала только как портретист, затем стала работать как театральный художник.

1919 - оформление спектакля "Дерево превращений" Николая Степановича Гумилева (1886-1921) в Студии Петроградского театрального отделения.
1918-1922 - работала в Театре народной комедии.
1924-1927 - жила в Европе, в том числе в Сорренто на вилле Максима Горького, с которым была дружна.
1932-1936 - работала главным художником ленинградского Государственного академического театра оперы и балета.

1936-1937 - для московского Большого театра оформила балет "Бахчисарайский фонтан" и оперу "Руслан и Людмила".

Во время Великой Отечественной войны работала в Перми и Ташкенте.
1945 - вернулась в Ленинград.
С 1953-го года вновь жила в Москве.

Валентина Ходасевич написала книгу воспоминаний "Портреты словами". Как художник-график выполняла театральные афиши и иллюстрации к книгам Максима Горького.

Умерла художница в 1970-ом году в Москве. Её работы хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других городах страны, а также в частных коллекциях России и за рубежом.





4maf.ru_pisec_2017.02.04_17-44-55_5895b9be1f62a.gif





Кончаловский - Бахчисарай. Ханский дворец.jpg

Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) - Бахчисарай. Ханский дворец

Bakczysaraj
(Sonety krymskie)

1826

Jeszcze wielka, już pusta Girajów dziedzina.
Zmiatane czołem baszów ganki i przedsienia,
Sofy, trony potęgi, miłości schronienia,
Przeskakuje sarańcza, obwija gadzina.

Skróś okien różnofarbnych powoju roślina,
Wdzierając się na głuche ściany i sklepienia,
Zajmuje dzieło ludzi w imię przyrodzenia
I pisze Balsazara głoskami "RUINA".

W środku sali wycięte z marmuru naczynie;
To fontanna haremu, dotąd stoi cało
I perłowe łzy sącząc woła przez pustynie:

"Gdzież jesteś. o miłości, potęgo i chwało!
Wy macie trwać na wieki, źródło szybko płynie,
O hańbo! wyście przeszły, a źródło zostało".


Adam Mickiewicz


45694e97efa7.gif


Бахчисарай
(Крымские сонеты)
Перевод Владимира Коробова

Величествен и пуст дворец, где жил Гирей.
Роскошной жизни след заткала паутина.
Где пыль сметали лбом по воле господина –
Гнездится саранча, пристанище для змей.

Разросся дикий плющ в пролетах галерей
И чертит письмена… Унылая картина!
То Валтасара знак таинственный «РУИНА»
Природа нанесла на все дела людей.

Один фонтан журчит, как прежде, в полдень синий.
Роняя жемчуг слез над чашею резной,
Разносит голос он в безжизненной пустыне:

О слава, власть, любовь, что здесь текли рекой!
Иссякли скоро вы, а я струюсь доныне,
Тревожа – о позор! – безмолвия покой.


Адам Мицкевич





45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif





Борис Кустодиев 1878-1927- Бахчисарай 1917.jpg

Борис Кустодиев (1878-1927) - Бахчисарай

БАХЧИСАРАЙ

Настала ночь. Утих базар.
Теснины улиц глухи, немы.
Луна, лелея сон татар,
Роняет луч сквозь тонкий пар
На сладострастные гаремы.

Врата открыл передо мной
Дворец. Под ризою ночной
Объяты говором фонтанов
Мечеть, гарем, гробницы ханов -
Молитва, нега и покой.

Здесь жизнь владык земных витала,
Кипела воля, сила, страсть,
Здесь власть когда-то пировала,
И гром окрест, и страх металла, -
И все прошло, исчезла власть.

Теперь все полно тишиною,
Как сей, увенчанный луною,
Глубокий яхонтовый свод,
Все пусто - башни и киоски,
Лишь чьей-то тени виден ход
Да слышны в звонком плеске вод
Стихов волшебных отголоски.

Вот тот фонтан!.. Когда о нем,
Гремя, вещал орган России,
Сей мрамор плакал в честь Марии,
Он бил слезами в водоем -
И их уж нет!- Судьба свершилась,
Ее последнаяя гроза
Над вдохновеньем разразилась -
И смолк фонтан, - остановилась,
Заглохла в мраморе слеза.


Анна Ахматова





4maf.ru_pisec_2017.02.06_12-16-20_58983e89c0614.gif





Карло Боссоли 1815-1884 Ханский дворец 1840-1842.jpg

Карло Боссоли (1815-1884) - Бахчисарай. Ханский дворец (1840-1842)



Карло Боссоли Бахчисарай Ханский дворец 1857.jpg

Карло Боссоли (1815-1884) - Бахчисарай. Ханский дворец (1857)





pic-10.jpg





Боссоли Карло.jpgКарло Боссоли, родился в 1815-ом году в Лугано (Швейцария), - итальянский и швейцарский художник, пейзажист, маринист, баталист, путешественник.

Художник родился в Швейцарии, в семье итальянского каменщика Пьетро Боссоли. В 1820-ом году родители Карло переехали в Одессу.

1820-1826 - получал образование в школе капуцинов (Одесса). После её окончания работал у торговца антиквариатом и эстампами.
С 1828-го года работал с художником и декоратором Одесской оперы Ринальдо Наннини.
С 1833-го года Карло начал писать картины и продавать их.
В 1836-ом году умер его отец и Карло пришлось содержать семью. Работы молодого художника заметил граф Воронцов, новороссийский и бессарабский губернатор. Он заказал художнику несколько рисунков с видами Одессы. После знакомства с семьей Воронцовых Боссоли, по совету жены графа Елизаветы Ксаверьевны, в 1839-ом году отправился в Италию с целью обучения живописи.


1840 - Карло Боссоли вернулся из Италии в Крым, жил в Алупке у графа Воронцова до 1842-го года. За это время он много ездил по Крыму и создал более 70 пейзажей.
В 1842-ом году в одесской типографии Кленова был напечатан первый альбом чёрно-белых литографий Боссоли, содержащий 24 работы. Другой альбом, с 52 рисунками, был опубликован уже в 1853-ем году в Лондоне.



Карло Боссоли Альбом, изданный в 1856 году в Лондоне тиражом не более чем 500 экземпляров.jpg


2253397.jpg



1844 - по просьбе матери, Карло Боссоли оставил Российскую империю и уехал в Италию. Сначала семья жила в Милане. Художник ездил по окрестным городкам и рисовал пейзажи.
1848 - сделал серию картин Миланского восстания.
После восстания 1853-го года Боссоли пришлось бежать в Турин, где он и жил до конца жизни.
В 1850-х годах Карло Боссоли много путешествовал: посетил Англию, Шотландию, Францию, Испанию, Марокко.
В 1857-ом году - посетил Данию, Норвегию, Швецию, Германию, Финляндию, Россию.
1859-1860 - Карло Боссоли принял участие во второй итальянско-австрийской войне за объединение Италии, выполнил серию рисунков на военную тему. Во время войны он заболел лихорадкой, поэтому последующие годы уже меньше рисовал, а больше занимался обустройством собственного дома в мавританском стиле, напоминающем Воронцовский дворец.

Умер художник в 1884-ом году. Похоронен в родном городе Лугано.





4maf.ru_pisec_2017.02.05_17-40-05_589738f348999.gif





Вечер в окрестностях Бахчисарая.jpg        Глухой переулок.jpg        Древний мавзолей.jpg        Заброшенная мечеть.jpg        Сумеречный пейзаж.jpg        Сумерки.jpg        Тополя.jpg        Уголок Бахчисарая.jpg        Улочка с тремя фигурами.jpg        Чурук-Су.jpg        Эски-Дюрбе.jpg

Александр Куприн (1880-1960) - Виды Бахчисарая
Названия картин можно узнать, если навести курсор на фотографию соответствующей картины.


БАХЧИСАРАЙ

1891

Мов зачарований, стоїть Бахчисарай,
Шле місяць з неба промені золотисті,
Блищать, мов срібні, білі стіни в місті,
Спить ціле місто, мов заклятий край.

Скрізь мінарети й дерева сріблисті
Мов стережуть сей тихий сонний рай;
У темряві та в винограднім листі
Таємно плеще тихий водограй.

Повітря дише чарівним спокоєм,
Над сонним містом легкокрилим роєм
Витають красні мрії, давні сни.

І верховіттям тонкії тополі
Кивають стиха, шепотять поволі,
Про давні часи згадують вони...


Леся Українка


45694e97efa7.gif


БАХЧИСАРАЙ

Перевод П.Карабана


Как зачарованный стоит Бахчисарай.
Сияет месяц золотистым светом.
Белеют стены в дивном блеске этом.
Уснул весь город, как волшебный край.

Серебряным деревьям, минаретам,
Как часовым, доверен сонный рай;
Среди кустов таинственным приветом
Плеснет фонтан во мраке невзначай.

Природа дышит сладостным покоем.
Над сонной тишью легкокрылым роем
Витают древние мечты и сны.

И тополя, вершинами кивая,
Неторопливо шепчут, вспоминая
Седые были давней старины...


Леся Украинка



pic-10.jpg





Автопортрет.jpgАлександр Васильевич Куприн, родился в 1880-ом году в Борисоглебске Воронежской губернии, - русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), член-корреспондент Академии художеств СССР (1954).

Александр Куприн родился в семье преподавателя уездного училища небольшого городка в Воронежской губернии. С 1893-го года семья жила в Воронеже. Интерес к искусству привёл Александра в вечерние классы воронежской бесплатной школы живописи и рисования при Обществе любителей художеств. Решив стать художником, он в 1902-ом году отправился на учёбу в Санкт-Петербург.

До 1904 года учился в Санкт-Петербурге, а затем переехал в Москву.
1906 - поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
1907 - заболел туберкулёзом и вынужден был на время прервать учёбу.
1909 году Александр Куприн впервые участвовал в салоне "Золотого руна", где было собрано всё созданное в те годы под воздействием новейших течений французского искусства.
1910 - был вынужден уйти из училища и стал одним из деятельных членов объединения "Бубновый валет". С этого времени он почти 14 лет писал главным образом натюрморты в стиле кубизм.

1913-1914 - посетил Италию и Францию.


С 1918-го года стал преподавателем во ВХУТЕМАСе.
1920 - уехал в командировку в Нижний Новгород, где руководил нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими.
1924 - возвратившись в Москву, художник обратился к реалистическому пейзажу.
С 1925 года - член художественного объединения "Московские живописцы".

1926-1930 - ежегодно ездил в Бахчисарай, где были написаны его замечательные крымские пейзажи.

С 1928-го года Александр Васильевич Куприн стал преподавать рисунок и живопись в Московском текстильном институте, начиная с июня 1929-го года в качестве профессора кафедры живописи.

1930 - стал активно работать в жанре индустриального пейзажа: рисовал заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку.

Перед войной в творчестве художника преобладали мотивы русской природы, а после войны вновь крымские пейзажи и индустриальная тема.

Умер художник в 1960-ом году в Москве.





45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif          45694e97efa7.gif





ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА








bahchisaraiskij-fontan.jpg

Фонтан слез (сельсебиль) - творение мастера Омера в память рано умершей жены Крым-Гирея. Созданный иранским художником в 1764-ом году фонтан первоначально был установлен у стены мавзолея Диляры-Бикеч. Мусульманские законы запрещали изображать человека и животных. Поэтому художники широко употребляли язык символов. Фонтан украшен растительным орнаментом, в нише мастер расположил чаши. В верхней части ниши вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо. Из середины цветка по капле вытекают "слезы". У подножия памятника мастер Омер изобразил похожую на улитку спираль, что символизирует и печаль, и продолжение жизни.



Романс "Фонтану Бахчисарайского дворца"
Александр Кондратьевич Власов на слова одноименного стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
Поёт - Римма Волкова
Фрагмент из фильма-концерта "Поёт Римма Волкова" (1970)



Tags: Александр Куприн, Бахчисарайский фонтан, Борис Асафьев, Валентина Ходасевич, Карло Боссоли, Пушкин, балет, гарем, декоративно-прикладное искусство, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments