Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Легенды старого Тбилиси - Цветы для актрисы Маргариты

Миллион алых роз.jpg



Миллион алых роз
Раймонд Паулс на стихи Андрея Вознесенского
Поёт - Алла Пугачёва






Как и из чего рождаются легенды? Да так же, как и слухи, - практически из ничего.

А вы слышали?
А вы видели?
А вы знаете, мой знакомый сказал...

А потом каждый последующий рассказчик добавляет свои детали, и уже никто не сможет сказать, с чего же всё это началось.

Так писатель Константин Георгиевич Паустовский в конце 20-х годов прошлого века побывал в Тбилиси, где повсюду висели жестяные вывески, расписанные рукой художника-самоучки Нико Пиросманашвили (Пиросмани), которые произвели на писателя сильное впечатление. Здесь же, в Тбилиси, он услышал рассказ о несчастливой любви художника к заезжей французской артистке по имени Маргарита де Севр. А может, она была вовсе никакая и не француженка, а просто взяла себе звучное иностранное имя, как это часто делали артисты.
Как любой писатель, Паустовский не смог пройти мимо этой романтической истории и вставил её в свою "Повесть о жизни" (часть "Бросок на юг").
                                                                                                                                                                                         Портрет актрисы Маргариты
                                                                                                                                                                                         Нико Пиросмани

А потом поэт Андрей Вознесенский, под впечатлением от прочитанной книги Паустовского, написал своё стихотворение "Миллион роз", в котором все цветы, подаренные бедным художником своей возлюбленной, превратились исключительно в розы, причём алые. А самому художнику, чтобы их купить, пришлось продать дом и холсты - не беда, что у Нико Пиросмани никогда не было дома и писал он свои картины либо на жести (вывески), либо на клеёнке.

А потом стихи Вознесенского соединились с музыкой композитора Раймонда Паулса - так появилась известная песня "Миллион алых роз", хотя изначально эту музыку композитор написал на стихи совсем другого поэта и тема песни была иной.

А потом эту песню спела Алла Пугачёва и песня стала знаменитой не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. К примеру, во Вьетнаме она звучала изо всех радиоприёмников, магнитофонов и телевизоров, что подтолкнуло одного студента к мысли о том, чтобы при помощи большого количества красных роз объясниться в любви одной замечательной девушке.
Парень насобирал денег и купил 602 розы. Рано утром он отправился в район моста, по которому каждое утро его любимая автобусом ехала в университет. Из 601-ой розы он выложил на насыпи под мостом своё признание в любви, а одну розу оставил для того, чтобы вручить её девушке с предложением руки и сердца.
И чудо свершилось: девушка увидела на насыпи любовное послание и догадалась, кто его написал. И розу она приняла, и руку, а сердце и так давно уже принадлежало ей. И на одну счастливую пару на Земле стало больше.

Вот такая великая сила искусства - одно призведение большого мастера рождает цепную реакцию и другие мастера под этим впечатлением создают свои произведения и даже люди, к искусству не причастные, тоже создают свои шедевры, пусть и предназначенные только одному зрителю и слушателю.




История любви Нико Пиросмани - отрывок из книги Константина Паустовского "Повесть о жизни"
Читает Анатолий Кобельков.


Любовь художника, как это часто бывает в жизни, не была взаимной. Нико был гений, а потому человек очень странный - возможно, он страдал от расстройства психики. О нём многие говорили, что он был человеком неуравновешенным и непредсказуемым. Всё это не способствовало его материальному благополучию - он был беден, как церковная мышь. Его же возлюбленная - певица и танцовщица Маргарита, напротив, была более чем психически нормальной. Об этом свидетельствует тот факт, что, согласно очередной легенде, она уехала из Тбилиси, тогда Тифлиса, с богатым поклонником. А, может, у неё просто закончились гастроли. Никто сегодня уже не скажет наверняка.
Время, которое, как известно, рушит даже неприступные крепости, не донесло до нас больше никаких сведений о музе Нико Пиросмани и о её дальнейшей судьбе.


42883167

Красавица - портрет актрисы Маргариты
Нико Пиросмани



Булат Окуджава - Песенка о художнике Пиросмани
Поёт - Александр Матюхин










0_2800_16e03724_LОфициальных сведений о жизни Нико Пиросмани (Николая Аслановича Пиросманашвили) почти нет. Неизвестна даже точная дата его рождения. Известно только, что он родился в 1862 году в Кахетии в селе Мирзаани в семье крестьянина. Был он самым младшим ребёнком в семье, в которой было четверо детей - Нико, две его сестры и брат. Когда мальчику было 8 лет, умер его отец, а вскоре затем умерли мать и старший брат.

В 1870 же году Нико перебирается в Тифлис. Там он научится читать и писать по-грузински и по-русски, хотя никакого систематического образования он так и не получил. А мальчику очень хотелось рисовать. Поэтому он учился живописи у странствующих художников, которые расписывали вывески лавок и духанов.

В середине 1880-х годов Нико вместе с художником Гиго Зазиашвили, таким же самоучкой, как и он, открыл в Тифлисе мастерскую декоративной росписи. По слухам, первую вывеску они выполнили бесплатно, а других заказов не получили.

В 1890 году Пиросмани поступил на работу тормозным кондуктором на железную дорогу, где неоднократно был оштрафован за различные нарушения. Поэтому 17 января 1894 года он уволился по собственному желанию. Выходное пособие же он вложил в молочную торговлю и вместе с компаньоном Димитре Алугишвили открыл молочную лавку, для которой нарисовал две вывески "Белая корова" и "Чёрная корова".
                                                                                                                                                      Тифлис
                                                                                                                                                           Нико Пиросмани

Сам Нико , однако, особенного интереса к торговле не проявлял, часто покидал лавку, ездил в Мирзаани к родственникам. Как теперь бы сказали: у него не было предпринимательской жилки.

В конце 1890-х годов компаньон Нико, Димитре Алугишвили, выдавал ему по рублю в день на проживание.
Примерно в 1900 году Пиросмани прекратил занятия торговлей и начал зарабатывать себе на жизнь живописью.

Среди людей, которые лично знали Пиросмани, он получил репутацию человека с нестабильной психикой, с которым невозможно было иметь дело. Этому способствовали его утверждения, будто он видит святых, а его кисть "пишет сама". Все окружающие считали его человеком не от мира сего.

С 1895 года Нико Пиросмани много пишет, создавая для торговых заведений вывески и декоративные панно.
В большинстве случаев писал он красками собственного изготовления на чёрной или белой клеёнке, снятой со стола.

До 1912 года Пиросмани не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси.


99899345Летом 1912 года творчество Пиросмани заметили и начали пропагандировать футуристы братья поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, а также их друг, художник Михаил Лё-Дантю.
Кирилл Зданевич приобрёл у Пиросмани большое количество картин, многие из которых художник выполнил на заказ. 10 февраля 1913 года Илья Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" статью о творчестве Пиросманашвили под заглавием "Художник-самородок".

24 марта 1913 года в Москве на Большой Дмитровке открылась выставка живописи художников-футуристов "Мишень", где, наряду с произведениями известных художников, были выставлены и несколько картин Пиросмани, привезённые из Тбилиси Ильёй Зданевичем.

Приблизительно в это же время творчеством Нико Пиросмани заинтересовались молодые грузинские художники. Кое-кто из них даже начал собирать коллекции его произведений.

В августе 1914 года, после начала Первой мировой войны, в России был введён сухой закон. Материальное положение Пиросмани и без того неблестящее значительно ухудшилось, так как существенной частью дохода Нико было изготовление вывесок для питейных заведений.
                                                                                                                                                                                         Портрет Ильи Зданевича
                                                                                                                                                                                         Нико Пиросмани

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросмани. Выставка имела определённый успех, и в этом же году было решено пригласить Нико Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников.
После этого Пиросмани стал достаточно популярен - его живописью в Тифлисе стала интересоваться публика, появились собиратели его картин. Что, впрочем, почти не сказалось на финансовом положении художника - до конца жизни большую часть времени он жил в полной нищете, ночевал в подвалах.

Умер Нико Пиросмани в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Когда его обнаружили, его отвезли в больницу, а через полтора дня Нико Пиросмани скончался.
Неизвестно даже, где его могила.

Уже в советское время, когда появился интерес к творчеству художников-примитивистов, была попытка могилу художника найти. Какой-то старый житель Тбилиси взялся показать на кладище место захоронения Пиросмани. Каков же был его конфуз, когда после вскрытия могилы оказалось, что скелет, лежавший в ней, был женским.




d41874e27cbdb1d23abe2336f400fcc8 4d8a7e20acf8a2c8227a48a7df9dd31a

Фотографии Тифлиса 1896-1900 годов

Вот в таком Тбилиси в 1898 году родился мой дед по матери князь Беридзе Иван (Иванэ) Петрович - солдат трёх воен: Первой мировой, гражданской на стороне Красной Армии и Великой Отечественной, который, как и все мои родные старшего поколения, покоится на заброшенном православном кладбище в городе Грозном, куда после гражданской войны его завела судьба.
Весь этот сюжет посвящается не только художнику Пиросмани, но и светлой памяти моего мудрого дедушки Вани.




Пиросмани
Нодар Гигаури на слова Ладо Асатиани
Поёт - ансамбль "Орэра"



Пиросмани
Ладо Асатиани

Перевод с грузинского
Екатерины Сосевич-Карпенко


Каждый грузин - молод, стар ли годами;
Каждая девушка, женщина-мать
Знают его, и не могут не знать!
В милом Тбилиси живал Пиросмани…

Умер - и свет восхищается им!
Он был не признан при жизни, к несчастью…
Утром с полотен кивает мне: "Здравствуй!" -
Славный Нико был соседом моим…

Он как безумный, не спавший, усталый,
Точно лунатик во мраке ночей,
Славил красавиц палитрой своей -
Часто голодный, и редко не пьяный…

Он рисовал облака в вышине,
Лозы и воды Мтквари в тумане…
Милый Тбилиси, где жил Пиросмани,
С детской поры полюбившийся мне!










imageы01   94397045   imageв01   veer   alexander_garanov   29232084   90093565            boy_meal   beer%20


old-dvornik
Картины Нико Пиросмани отличает свой особый стиль - это неброская палитра, где нет пёстрой разноцветицы, где редко встречаются яркие краски, но, если всё же встречаются, то цвета эти глубокие и чистые. Поскольку Нико писал свои картины на белой или чёрной клеёнке, то, когда ему нужна была черная или белая краска, он просто клеёнку не зарисовывал, вот и получался очень интересный зрительный эффект от специфического чёрного или белого цвета самой клеёнки.

Ещё одна отличительная черта его живописи - жанровость. Присмотритесь к его портретам - это ведь бытовые зарисовки, никакой искусственности и напыщенности - кисть художника захватила всех этих персонажей в то время, когда они занимались своими привычными делами.

Всё то, что нарисовал Нико Пиросмани, и сегодня является источником вдохновения для других художников и скульпторов. Вот такая скульптура дворника (фотография справа) стоит на проспекте Николозо Бараташвили в Тбилиси.
Узнаёте? Ведь это же копия "Дворника с палкой" кисти Нико Пиросмани (иллюстрация картины в верхней бегущей строке).







Видео - картины Нико Пиросмани



28617487   449px-Pirosmani__Giraffe   30502996   38704186   28829621   40044948   25229180   97459120   86649863   45435066   65339729   95076306



60102205

Нико Пиросмани - Друзья Бегоса



Долгие лета
Грузинская народная застольная песня
Исполняется a capella


Очень люблю грузинское мужское многоголосое пение - такая божественная полифония! Удивительное дело, каждый грузин умеет так петь.
В моём детстве мы каждое лето ездили в Грозный, где жили родители моих мамы и папы, в отпуск изо Львова, где служил мой отец. К счастью, мне довелось быть слушателем такого пения в исполнении моего дедушки и его товарищей - немногочисленных грозненских грузин, с которыми он изредка встречался, чтобы поговорить на родном грузинском языке и, конечно же, попеть.











"Пиросмани" - художественный фильм, снятый на киностудии "Грузия-фильм" (1969)




0_255a_b803e61c_XL

Нико Пиросмани - Кутёж



Грузинская народная застольная песня






 


ignat_002   ignat_003   ignat_004

Посвящение Пиросмани - фрагменты монументальной фресковой росписи
Художник Николай Игнатов
Тбилиси - ресторан в здании верхней станции фуникулера на горе Мтацминда





Нико Пиросмани очень любил животных, причём всех без разбору, поэтому он и рисовать их любил. Сам он говорил, что любит их, потому что они - друзья его души.
Может быть, именно поэтому скульптор Элгуджа Давидович Амашукели изобразил Пиросмани с ягнёнком на руках.


памятник Пиросмани

Памятник Нико Пиросмани в Тбилиси - находится в районе знаменитых серных бань
Скульптор Элгуджа Амашукели



Украденное сердце Нико Пиросмани
Евгений Кобылянский на слова Юрия Рыбчинского
Поёт Тамара Гвердцители






Tags: "Пиросмани", Грузия, Пиросмани, кино, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments