
Филипп де Шампань (1602-1654) - Натюрморт в стиле Vanitas (вторая половина XVII века)
Срезанный цветок, который скоро завянет, - с одной стороны, символ уходящей жизни, с другой, поскольку это тюльпан, бывший объектом коллекционирования в Нидерландах XVII века, - символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Череп - символ смерти, песочные часы - символизируют быстротечность ускользающего времени.
Vanitas - в переводе с латинского "суета", "тщеславие" - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Очень редко натюрморты этого жанра включают человеческие фигуры, иногда скелет - персонификацию смерти. Объекты, каждый из которых что-то символизирует, часто изображаются в беспорядке, обозначая ниспровержение символизируемых достижений.
Подобные картины предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Зачастую картины сопровождались нравоучительными наставлениями пессимистического содержания.
Наибольшее распространение этот стиль получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Vanitas vanitatum et omnia vanitas - Суета сует, всё - суета


В 1621-ом году перебрался в Париж, где работал с Николя Пуссеном над украшением Люксембургского дворца.
С 1654-го года конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством.
К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью.
Умер художник в 1654-ом году в Париже.



Антонио Переда (1611-1678) - Аллегория тщеславия
Sic transit gloria mundi - Так проходит мирская слава
Всё пройдёт
Максим Дунаевский на слова Леонида Дербенёва
Поёт - Михаил Боярский
Фрагмент из кинофильма "Куда он денется" (1981)
Картины кисти Антонио Переда (1611-1678)
Антонио Переда и Сальгадо (Antonio de Pereda y Salgado), родился в 1611-ом году в Вальядолиде (Испания), - художник - представитель испанского барокко.
Антонио Переда учился у мастера Педро де лас Куэвас, затем копировал полотна венецианских художников в мадридском королевском дворце. Писал картины религиозного и исторического содержания и натюрморты, в которых тщательно выписывает мельчайшие подробности изображаемого.
Умер в 1678-ом году в Мадриде.

Антонио Переда (1611-1678) - Сон рыцаря
из серии картин в стиле Vanitas
На ленте, которую держит ангел, надпись: "Aeterne pungit, cito volat et occidit". Почему-то в текстах, посвящённых стилю Vanitas, её переводят как "Слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон". Я бы перевела иначе: "Вечно разит, но быстро улетает и убивает", тем более, что там ещё и лук со стрелой изображены. Это всё о том же тщеславии, атрибуты которого разбросаны на столе.
Похоже, подобные картины пользовались в те времена повышенным спросом у публики, в противном случае можно было бы заподозрить уважаемого художника в некрофильстве. Обилие же черепов на картинах, писаных, судя по всему, с натуры, наталкивает на мысль о том, что человеческие кости в те неблагословенные времена валялись на европейских просторах где ни попадя.



Францискус Гейсбрехтс (вторая половина XVII века) - Натюрморт в стиле Vanitas
Д.Луиджи - Вишнёвый сад
Соло на трубе - Череп

Объявление
По случаю отъезда срочно продаются:
туалетный столик;
вольтеровское кресло;
говорящий попугай
и
череп Вольтера-ребёнка.

Дэмиен Херст - Бриллиантовый череп под названием "Ибо это есть любовь к Богу"
Изготовление черепа обошлось автору приблизительно в 20 000 000 $.
Всего на черепе, изготовленном из платины, 8 601 бриллиант общим весом в 1106,18 карата. В центре лба - розовый алмаз, а зубы настоящие - человеческие. Мне вот интересно, автор сотрудничал с дантистом или с гробокопателем?
Бриллиантовый череп был выставлен в лондонской галерее White Cube и в 2007-ом году продан неизвестному покупателю за 123 000 000 $.
Более пятисот процентов прибыли - вот как нужно уметь зарабатывать деньги! Хотя, для этого надо было сначала иметь двадцать миллионов, но это в сущности мелочи при теперешнем то развитии кредитования. Если, согласно Марксу, нет такого преступления, на которое не пошёл бы Капитал, ради трёхсот процентов прибыли, то ради пятисот... Правда, в данном случае не сам Капитал, а Художник, живущий в эпоху Капитала. Право, даже не знаю, возможно, он все зубы вырвал у одного человека, причём без наркоза.))) Хотя, ради такого дела мог бы и своими пожертвовать...

Дэмиен Херст, родился в 1965-ом году в Бристоле, Великобритания, - английский художник. На сегодня он самый дорогой художник в мире.
Азы искусства он постигал в художественном колледже Лидса и лондонском университете.
Дэмиен - самый яркий представитель группы "Молодые британские художники" и обладатель премии Тернера за работу "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (акула в аквариуме с формалином).
Художник живет и работает в Лондоне и Девоне.


Знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман даже сделал этот сюжет лейтмотивом своего фильма "Седьмая печать", вдохновившись фреской, приведенной здесь.
Седьмая печать (1957), Швеция
Режиссёр - Ингмар Бергман
Фреска "Смерть, играющая в шахматы" (1480)
Альбертус Пиктор (1440 или 1450 - 1507 или 1509
Настоящее имя Альберт Имменхаузен)
Церковь в Тёбю, диоцез Стокгольма, (Швеция)


Фреска "Пляска смерти" (XV век)
Ораторио деи Дишиплини - Клузоне (Ломбардия, Италия)
На фреске изображена Смерть, ведущая к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества - знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей. Это напоминание о бренности человеческого бытия.
ПЛЯСКА СМЕРТИ
1908
Оркестр им не нужен: или
каждый звуки не исторгает,
словно совы гнездо в нем свили?
В них страх, как волдырь, набухает,
и тухлятина в нос ширяет —
самый лучший их запашок.
Руками друг друга обвили
и пляшут, гремя костями;
любовники пылкие сами
дам кружат не спрохвала.
У тощей монашки скоро
совлекают с чела платок;
здесь все равны. И в гонке
выкрадывают у старушонки,
желтей истертой клеенки,
молитвенник под шумок.
Им жарко от этой гульбы
в богатых одеждах, и градом
пот катится, чтобы ядом
разъесть им зады и лбы,
броши, платья и шляпки из пуха;
они оголиться хотят,
как дитя, как безумец, как шлюха;
и танцуют и прыгают в лад.
Райнер Мария Рильке (1875-1926)
Пляска смерти - аллегорический сюжет в живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов сюжетов, которые воплощают иконографию смерти.
Первые произведения на этот сюжет появились в XIV веке и создавались они вплоть до XVII века, однако, подобная традиция существовала ещё у древних латинян.

Бернт Нотке (1435-1509) - Пляска смерти
Музей Нигулисте - Таллин



Фреска "Триумф смерти" (XV век)
Ораторио деи Дишиплини - Клузоне (Ломбардия, Италия)
Под каждым климатом, у каждой грани мира
Над человеческой ничтожною толпой
Всегда глумится Смерть, как благовонья мира,
В безумие людей вливая хохот свой!
Шарль Бодлер (1821-1867)
Триумф смерти - ещё один вариант традиционных сюжетов о бренности земного бытия.
Интересны многоплановые и многофигурные работы Брейгеля старшего и Буффальмакко. Так как в уменьшенном виде иллюстрации этих полотен трудно рассматривать на мониторе компьютера, даю ссылки на максимально большой формат.
Буонамико Буффальмакко ( I половина XIV века) - Триумф смерти
Питер Брейгель старший (1525-1569) - Триумф смерти


Терракотовые фигурки по мотивам гравюр швейцарского художника Маттеуса Мериана (1593-1650) - "Смерть и дворянка" и "Смерть и игуменья"


Андреа Орканья (1308-1368) - Фрагменты фрески "Триумф смерти" (1344-1345)
Санта Кроче (Флоренция, Италия)
Эта фреска вдохновила великого венгерского композитора Ференца Листа (1811-1886) на написание фортепианного произведения "Пляска смерти".
Ференц Лист (1811-1886) - Totentanz (1849) - Пляска смерти
Партия рояля - Валентина Лисица

Фрагмент фрески "Триумф смерти" из Санта Кроче - Больные старики, молящие о смерти




В 1873-ем году внимание композитора Сен-Санса привлекло стихотворение поэта и врача Анри Казалиса (1840-1909), писавшего под псевдонимом Жан Лагор. Оно носило иронический заголовок "Равенство, братство" и описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. На этот текст композитор сочинил романс, а год спустя использовал его музыку для симфонической поэмы под названием "Пляска смерти".
Строки стихотворения Жана Лагора предпосланы партитуре в качестве программы:
Вжик, ежик, ежик, Смерть каблуком
Отбивает такт на камне могильном,
В полночь Смерть напев плясовой,
Вжик, вжик, вжик, играет на скрипке.
Веет зимний ветер, ночь темна,
Скрипят и жалобно стонут липы,
Скелеты, белея, выходят из тени,
Мчатся и скачут в саванах длинных.
Вжик, ежик, ежик, все суетятся,
Слышен стук костей плясунов.
...
Но тс-с! вдруг все хоровод покидают,
Бегут, толкаясь, - запел петух.
Камиль Сен-Санс (1874) - Пляска смерти
В титрах мультфильма ошибочно указано авторство Ференца Листа.
Потрясающая - завораживающая музыка!
Середина 1870-х годов для Модеста Петровича Мусоргского - время размышлений о смерти, которая унесла нескольких его друзей и нанесла незаживающие раны. Под этим впечатлением композитором были созданы несколько произведений и среди них вокальный цикл "Песни и пляски смерти".
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - моноспектакль "Песни и пляски смерти" (1994)
Оркестр Московской филармонии
Дирижёр - Мстислав Ростропович
Поёт - Галина Вишневская
Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского "Песни и пляски смерти" создан в 1875-77 годах на стихи Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848-1913).
В цикле 4 песни-картины: "Колыбельная", "Серенада", "Трепак" и "Полководец". В стихотворных текстах к этим песням изображены различные лики смерти: в "Колыбельной" - мать у постели умирающего ребёнка, в "Серенаде" - тяжело больная девушка на пороге смерти, в "Трепаке" - замерзающий в поле под завывание метели мужичок, в "Полководце" - гибнущий на поле брани воин.
Walt Disney - The Skeleton Dance
Пляска скелетов - мультфильм производства США (1929) - первый мультфильм из серии "Бесхитростные симфонии"
В мультфильме использована музыка Эдварда Грига из сюиты "Пер Гюнт" - "В пещере горного короля".


Проблемы жизни и смерти во все времена были и, уверена, будут предметом осмысления и освещения в искусстве.
И Жизнь, и Смерть - две верные сестры,
Порой они меняются обличьем,
Стирая грань между твоей Судьбой
И Вечностью за этим пограничьем.


Арнол
Автопортрет со смертью, играющей на скрипке
Арнольд Бёклин (Arnold Böcklin), родился в 1827-ом году в Базеле (Швейцария), - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы.

Густав Климт (1862-1918) - Смерть и жизнь (1908-1916)
В 1911-ом году картина Климта "Жизнь и смерть" получила приз на Всемирной выставке в Риме.
Густав Климт (Gustav Klimt), родился в 1862-ом году в Баумгартене (Австро-Венгрия) - знаменитый австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи.

Эдвард Мунк (1863-1944) - Смерть у руля (1893)
Эдвард Мунк (Edvard Munch), родился в 1863-ем году в Лётене, губерния Хедмарк (Норвегия), - норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Творчество Мунка охвачено мотивами смерти, одиночества.
Мунк - автор известной картины "Крик".

Хуго Симберг (1873-1917) - Танцы на причале
Ян (Йохан Юлиус Христиан) Сибелиус (1865-1957) - Грустный вальс
из музыки к пьесе Арвида Ярнефельта (1861-1932) "Смерть"
Хельсинский филармонический оркестр (Helsinki Philharmonic Orchestra)
Дирижёр - Тауно Ханникайнен (Tauno Hannikainen)

Учился в нескольких рисовальных школах, но так ни одной из них не окончил.
Испытывал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина - считал, что тот "является художником от Бога, и перед ним все должны склониться".
С 1896-года художник неоднократно выезжал за границу: бывал во Франции, Англии, Италии, где знакомился с произведениями старых и новых европейских художников.
В 1899-ом году он путешествовал по Кавказу.
Осенью 1902-го года у Хуго Симберга случился нервный срыв, и до весны 1903-го года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. После выхода из больницы он написал самую известную свою картину "Раненый ангел".
В том же 1902-ом году художник получил стипендию для путешествия по Европе, на средства которой в 1903-1904 годах он посетил Италию, Испанию, Францию, Северную Африку.
В 1904-ом году он выиграл первую премию на национальном конкурсе портретной живописи и в том же году он получил заказ на роспись церкви (позже собора) Иоанна Богослова в Тампере.
Последнее своё зарубежное путешествие Симберг совершил в 1910-ом году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.
Художник не любил разъяснять символику своих произведений, оставляя это зрителю.
Умер Хуго Симберг в Эхтяри (Великое княжество Финляндское, Российская империя) 12 июля 1917-го года.
В статье Википедии, посвящённой Хуго Симбергу, в графе гражданство указано "финское", чего не может быть по определению, так как Декларация независимости Финляндии была принята и подписана только в начале декабря 1917-го года. То есть Симберг был подданным Российской империи - он не успел стать даже гражданином Российской республики, поскольку Временное правительство провозгласило Россию республикой только 1 сентября 1917-го года по старому стилю.
Картины Хуго Симберга


Поскольку несколько устаревшее слово "художество", нашедшее своё место в заглавии к этому сюжету, имеет такие значения, как "искусство" и "проделка, выходка", то под второе определения замечательно подпадает очень популярный в англоязычных странах праздник Halloween, ибо во время него обычно весело хулиганят и проказничают.
Прообраз праздника Хэллоуина, скорей всего, зародился с появлением кельтского языческого празднества Самайн, описание которого появляется в старо-ирландской литературе начиная с X века. Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным.
До сих пор на севере Шотландии и Ирландии принято проводить ритуалы для успокоения мёртвых и рассказывать ночью 31 октября легенды о предках.
Потом, когда католическая церковь ввела празднование Дня всех святых - празднуется 1 ноября, два эти праздника постепенно сращивались между собой и в результате появился Хэллоуин, который отмечают с вечера 31 октября в ночь на 1 ноября.
Примерно в XVI веке сложилась традиция выпрашивания сладостей ночью 31 октября. Дети и взрослые надевали тканевые маски и ходили от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение и мелко шаля. Обычай надевать карнавальные костюмы и носить с собой "светильники Джека" в виде тыкв с прорезями и свечой внутри них появился только на рубеже XIX и XX веков. В обмен на деньги или еду изначально нужно было предлагать разные развлечения. Впоследствии, по причине массовой эмиграции шотландцев и ирландцев в США, Хеллоуин популяризовался и там.
Это ведь так напоминает рождественские вертепы и колядки!
При сегодняшнем развитии средств связи и доставки разнообразной информации непосредственно потребителю неудивительно, что этот старинный британский праздник стал известен повсюду.
Конечно, праздник этот не наш и религиозному православному человеку праздновать его не годится. Но для людей неверующих нет ничего предосудительного в том, чтобы лишний раз повеселиться и немного похулиганить, если есть к тому желание и возможность.

А сколько снято фильмов и мультфильмов, посвященных этому празднику!
Ниже приведены две песенки, которые традиционно поются во время Хэллоуина.
Мультфильм на музыку песни Бобби Пикета "Monster Mash" - своеобразный гимн Хеллоуина

Фрагмент мультфильма "Кошмар перед Рождеством" на музыку песни Дэнни Эльфмана " This Is Halloween"


Наш кинематограф тоже отметился на ниве страшилок и чёрного юмора, к примеру, в таких фильмах, как "Вий" и "Неуловимые мстители".



Фрагмент из фильма "Неуловимые мстители" (1966)

Фрагмент из фильма "Неуловимые мстители" (1966)

Фрагмент из фильма "Неуловимые мстители" (1966)


А вдоль дороги - мертвые с косами стоят!)))

Дорожный креативчик от ГАИ-шников города Лида (Беларусь)

"Dum loquimur, fugerit invida aetas: carpe diem, quam minimum credula postero."
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.
Гораций - "Ода к Левконое"

Говорят, что жизнь это не то, что есть на самом деле, а то, что мы о ней думаем. Несмотря на, казалось бы, нелогичность подобного утверждения, рациональное зерно всё же в нём есть. Безусловно, объективные события от нашего взгляда на них измениться не могут, но зато может измениться подход человека к жизни - вместо смиренного ожидания смерти, заложенного фразой "Memento mori", яркое и насыщенное событиями проживание каждого дня жизни. В определённом смысле это латинское изречение сродни русской поговорке "Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня".
Есть только миг
Александр Зацепин на слова Леонида Дербенёва
Поёт - Олег Анофриев
Фрагмент из кинофильма "Земля Санникова" (1973)