Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Category:

Знаменитые фортепианные концерты - Сен-Санс - Второй концерт

Концерт N 2 для фортепиано с оркестром соль минор написан Камилем Сен-Сансом в 1868-ом году. Концерт посвящён маркизе Клеменции де Вильерс, жене финансиста Огюста Леграна де Вильерса.

Поводом для написания концерта Камилю Сен-Сансу послужила его творческая дружба со знаменитым композитором и пианистом Антоном Григорьевичем Рубинштейном (1829-1894), вместе с которым он не раз выступал как дирижёр. У музыкантов возникла идея поменяться привычными ролями, чтобы Сен-Санс выступил как солист, а Рубинштейн - как дирижёр.
Сен-Санс сочинил концерт всего за 17 дней, завершив работу 2 мая, а 13 мая 1868-го года концерт был впервые исполнен.

Концерт состоит из трёх частей:



1. Andante sostenuto
2. Allegro scherzando
2. Presto


Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) писал об этом концерте:

"Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу..."


В детстве, до тех пор, пока не узнала, кто автор этого замечательного концерта, я была уверена, что написал его какой-то советский композитор - такая это светлая и жизнеутверждающая и, особенно, очень современная музыка. Трудно было себе представить, что это музыка XIX века! Первая часть контрастирует со второй и третьей и темпом, и характером, что дало повод известному польскому пианисту и композитору Зыгмунту Стоёвскому (1869-1946) пошутить по этому поводу, дескать, концерт начинается Бахом, а заканчивается Оффенбахом.
Конечно, это преувеличение и шутка, но, как всем известно, в каждой шутке есть только доля шутки: темп второй части - allegro scherzando - говорит сам за себя - живо и шутливо.)))










A1WPqwdBBaL.jpgШарль-Камиль Сен-Санс, родился в 1835-ом году в Париже, - французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог.

В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и двоюродной бабушки. Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль под наблюдением бабушки уже прошёл первоначальный курс игры на фортепиано.
В возрасте семи лет Сен-Санс стал учеником Камиля Стамати - известного пианиста и педагога.
Будучи ещё ребенком, пока ему не исполнилось десять лет, Камиль давал концерты для маленьких зрителей, а в десять лет состоялся его официальный публичный дебют в зале "Плейель".

1848 - Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию. В студенческие годы Камиль активно сочинительствует.
1852 - получил Первый приз за участие в конкурсе, организованном Обществом Святой Цецилии в Париже.
1853 - принял должность органиста в древнем парижском храме Сен-Мерри.
1861 - вступил в должность преподавателя, а затем профессора парижской Школы классической и религиозной музыки.
1865 - оставил преподавание с тем, чтобы заняться концертированием и сочинительством.

В 1870-х годах Сен-Санс пишет критические статьи, причём не только на музыкальные темы. Его публикации, написанные живым языком и отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. Есть такие воспоминания о жизни маэстро:
в Вене слушалось судебное дело двух композиторов: один обвинял другого в плагиате: в краже мелодии. В качестве эксперта пригласили Сен-Санса и предложили ему ознакомиться с обеими партитурами с тем, чтобы вынести свой вердикт.

- Итак, господин эксперт, кто же из двоих все-таки оказался потерпевшим?
- Третий, не присутствующий здесь, господин судья. Потерпевший - Жак Оффенбах, - сказал Сен-Санс.

1871 - даёт концерты в Лондоне - играет перед королевой Викторией.
1875 - по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где выступает как пианист и дирижёр.
1877 - написал свою знаменитую оперу "Самсон и Далила".

Конец 1870-х годов отмечен трагическими событиями в личной жизни композитора, однако он находит в себе силы работать дальше.

Широкому кругу слушателей Камиль Сен-Санс известен, в первую очередь, миниатюрой "Лебедь" из сочинения для камерного ансамбля "Карнавал животных". Сам же композитор не хотел, чтобы при его жизни это произведение исполнялось, ибо боялся прослыть автором несерьёзной музыки.





Сен-Санс - Лебедь
Фрагмент из польского сборника мультфильма "Волшебная флейта" (2008)


Очень популярно и яркое произведение "Интродукция и Рондо каприччиозо" для скрипки с оркестром. Потрясающая - сверкающая партия скрипки!




Сен-Санс - Интродукция и рондо-каприччиозо
Скрипка - Виктор Третьяков
Дирижёр - Николай Алексеев



Сен-Санс был заядлым путешественником. Всего он совершил 179 поездок в 27 стран мира. По профессиональным обязательствам он чаще посещал Германию и Англию, а для отдыха и чтобы избежать парижских зим, которые плохо влияли на его слабую грудь, ездил в Алжир и Египет.
Маэстро сохранял активный образ жизни до самых последних дней - писал музыку и статьи, давал концерты.

Умер Камиль Сен-Санс от внезапно случившегося инфаркта 16 декабря 1921-го года на отдыхе в Алжире. Похоронен композитор на кладбище де Монпарнас в Париже.












Камиль Сен-Санс - Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано - Святослав Рихтер




872d4f7b284e




richter_za-royalem_molodoi.jpgСвятослав Теофилович Рихтер, родился в 1915-ом году в Житомире, - советский и российский пианист, культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.

1937 - Рихтер поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано в класс знаменитого пианиста Генриха Густавовича Нейгауза (1888-1964).
Московский дебют Святослава Рихтера состоялся 26 ноября 1940-го года в Малом зале консерватории.

Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде.

1945 - разделил первую премию на Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей с пианистом Виктором Мержановым (1919-2012). (В Википедии ошибочно сказано - на Третьем всесоюзном конкурсе...).

1952 - единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром - солировал Мстислав Ростропович.

1960 - гастроли в США , где концерты Рихтера стали настоящей сенсацией, после чего последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными.
В том же году музыканту, первому из советских исполнителей, присуждается премия "Грэмми" за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.


1960-1980 - Святослав Теофилович продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался мало, однако сохранилось большое количество "живых" записей с концертов.

Святослав Рихтер - основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе знаменитых "Декабрьских вечеров" в московском Музее имени Пушкина, начиная с 1981-го года года.

Последний концерт пианиста состоялся в 1995-ом году в Любеке (Германия).

Умер Святослав Теофилович Рихтер в 1997-ом году в Москве.













Камиль Сен-Санс - Второй концерт для фортепиано с оркестром
Партия фортепиано - Джордж Ли


Джорджу Ли на момент исполнения концерта было двенадцать лет. На бис он сыграл фортепианное переложение оркестровой пьесы Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) "Полёт шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" и Ноктюрн До-диез минор Фредерика Шопена (1810-1849). Оба произведения очень техничны, но различны по настроению, что подчёркивает разносторонность юного пианиста.




872d4f7b284e




li.jpgДжордж Ли, родился в 1995-ом году в Бостоне (США), - американский пианист китайского происхождения.

В 6 лет он одержал победу на конкурсе Ассоциации учителей музыки Массачусетса.
В 9 лет выступил в бостонском зале "Steinway".
В 11 лет юный пианист впервые выступил в небольшом зале с любительским оркестром, но это, по словам Джорджа, раскрыло перед ним новый мир.

На сегодня Джордж ещё учится в Бостонской консерватории.

В 2012-ом году Гилморовское общество удостоило его премии, которая присуждается молодым пианистам, а Академия фестиваля в Вербье (Швейцария) - премии TaborFoundation.

В 2014-ом году он участвовал в двух международных конкурсах, став лауреатом одного из них и получив вторую премию на другом.

В 2015-ом году на XV Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в Москве Джордж Ли разделил вторую премию с Лукасом Генюшасом (Россия).
По словам пианиста, на конкурс он приехал не за премией, его влекла возможность выступить перед русской публикой в Большом зале Московской консерватории, где когда-то выступал Ван Клиберн. Участвовать в этом конкурсе молодой музыкант мечтал с детства. Одним из первых наставников Джорджа Ли был Ин Чен Зонг, удостоившийся II премии на Конкурсе имени Петра Ильича Чайковского в 1962-ом году, он то и заронил мечту об участии в московском конкурсе в сердце своего ученика.













Tags: Джордж Ли, Святослав Рихтер, Сен-Санс, композиторы, музыканты, фортепианный концерт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments