Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Я помню вальса звук прелестный - Русские вальсы (часть 2)

3324_1364628101_1899-kupecheskiy-bal

                                  Купеческий бал (1899)
                                  Куликов Иван Семёнович (1875-1941)

                                  

                                  Александровский Вальс
                                  Исполняет Оркестр балалаек Константина Полянского

                                  

fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf



Иван Семёнович Куликов, родился в 1875-ом году в Муроме в семье крестьян, - русский и советский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

В 1893-ем году по рекомендации художника Морозова, который иногда проводил лето в Муроме, родители направили его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
В ноябре 1893-го года Куликов едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения.
В 1894-ом году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств.
Весной 1898-го года по ходатайству Ильи Ефимовича Репина Куликов становится учеником Академии художеств.
В ноябре 1902-го года Куликов оканчивает Академию художеств. Его конкурсная работа "Чаепитие в крестьянской избе" (1902) была удостоена Большой золотой медали и дала ему право на заграничную командировку.
C 1903-го по 1905-й год - на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.
В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.
С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области, руководил художественным отделом.

Умер художник в декабре 1941-го года в родном городе Муроме.



fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf



4maf.ru_pisec_2015.11.29_16-16-32_565aee18ad79e







Александр Глазунов (1865-1936) - Концертный вальс N1
Исполняет - Оркестр Михайловского театра

Государственный Эрмитаж (6.03.2013)





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e







Антон Рубинштейн (1829-1894) - Вальс-каприс
Исполняет - Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (2007)
Дирижер - Юрий Симонов





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e







Николай Лысенко (1842-1912) - Вальс Венеры из оперы "Энеида"
Стихи - Иван Котляревский
Поёт - Елизавета Чавдар

Запись на Украинском телевидении (1962)


Почему Николай Витальевич Лысенко попал в русские композиторы, когда всякие-разные источники причисляют его к композиторам украинским? Потому что лично мне трудно себе представить, чтобы человек, домашним учителем которого был известный русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1886), был украинцем. Да собственно, во времена детства и юности Лысенко никаких украинцев и не было, а были малороссы - русские люди, жившие в Малороссии, многие из которых говорили на малороссийских наречиях так же, как и многие великороссы - русские люди, жившие в большой России, говорили на наречиях, которые бытовали в их местностях. Объединил все эти наречия литературный русский язык, собранный из наиболее употребляемых слов и оборотов всех русских наречий и специально созданный для деловодства и применения в образовательной и литературной сферах. Начало создания литературного русского языка было положено при Петре I, а потом наиболее значительный вклад в его формирование внёс Александр Сергеевич Пушкин, за что ему наша великая благодарность.
С того времени, как была ликвидирована неграмотность, подавлюящее число русских людей уже не только пишет, но и говорит на литературном русском языке.





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





56260211_774133L




                                                  Табакерочный вальс (1845)                                                                            Музыкальная табакерка
                              Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)                                                            Франция (конец XVIII века)
                                        Партия фортепиано - Михаил Коллонтай





4maf.ru_pisec_2015.11.29_16-17-11_565aee18ad79e





Есть целая группа вальсов, объединённая названием "Старинные вальсы". Хотя не такие уж они и старинные - написаны в последнем десятилетии XIX века - начале XX века. Среди них выделяются "Старинные русские вальсы" - вальсы, написанные в России. Причём авторы этих вальсов - военные капельмейстеры. Почему? Потому что тогда было принято, чтобы по воскресеньям и праздникам в городских садах играл духовой оркестр, развлекая гуляющую публику, кроме того, оркестры приглашали играть на балах. Чаще всего это были военные оркестры. Вот для этой цели вальсы и писались.





alexeidely_6867155-3374767

Алексей Лямин - Бал



fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf



Алексей Лямин родился в 1957-ом году, в 1982-ом году окончил Академию художеств, сделал несколько эстампов на тему Куликовской битвы. Потом уехал во Францию. С тех пор о его жизни известно мало, кроме того, что он принимал участие в парижском издании русской классики, в частности, "Маскарада" Лермонтова. Да, и называет он теперь себя Alexei de Lyamine.
Рисует картины из жизни высшего общества XIX века.

Моё личное отношение к этому художнику сложное: с одной стороны, рисует он хорошо, кроме того, картины его весьма эффектны, а с другой стороны, тематика его картин, судя по всему, диктуется исключительно конъюнктурой современного рынка живописи за рубежом. Ну, а это
"де Лямин" с ударением на последнем слоге и вовсе из серии "пустите Дуньку в Европу!"(с) )))



fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf





Николай Бакалейников - Вальс "Грусть"


bakaleynikov_vНиколай Романович Бакалейников (1881-1957) - российский и советский музыкант и композитор.

Окончил Московскую консерваторию по классу флейты. Работал дирижером и хормейстером в театральных труппах Москвы и Санкт-Петербурга (1900-1905), солистом оркестра Большого театра (1905-1919), участвовал в "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже (1910).
1914-1919 - служил капельмейстером военных оркестров в Москве.
Бакалейников сочинял музыку для выступлений Александра Вертинского, которые проходили в московском артистическом клубе "Алатр" (1914-1917).
С 1919-го года Бакалейников работал дирижером в Киеве, где в 20-х годах был назначен начальником оркестров штаба Киевского военного округа.
В 1931-ом году он переезжает в Свердловск, становится дирижером балетных спектаклей Театра оперы и балета им. А.В. Луначарского, позднее - дирижером филармонического оркестра, заведует музыкальной частью Свердловского драматического театра (1933-1949), где им была написана музыка более чем к 50-ти спектаклям. Преподавал в созданной в 1934-ом году Свердловской консерватории.
1939-1941 - директор Свердловской консерватории.

Умер композитор в 1957-ом году в Свердловске.





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





Часто-густо случается, что музыкаль­ные произведения, снискавшие любовь слушателей в своё время, постепенно начинают терять популярность и наконец забы­ваются совсем, уступая место другим. Но проходят годы, деся­тилетия, и, казалось бы, навеки забы­тые мелодии вдруг приобретают вторую жизнь. Нечто похожее случилось со старинными русскими вальсами - "Амурские волны", "На сопках Маньчжурии", "Березка". В их судьбе много общего. Все они написа­ны в начале двадцатого века и их ав­торы - военные дирижеры, служив­шие на Дальнем Востоке.





4maf.ru_pisec_2015.11.29_20-36-48_565aee18ad79e







Макс Кюсс - Вальс "Амурские волны" (1909)
Слова - Серафим Попов (1944)

Исполняет Ансамбль песни и пляски Российкой армии имени Александрова
Дирижёр - Игорь Раевский





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





Max-Kyuss-1post-3-0-61084800-1404897430В Википедии пишут, что автор "Амур­ских волн" - российский и советский военный музыкант, капельмейстер и композитор Макс Авельевич Кюсс, родился в Одессе в 1874-ом году в бедной еврейской семье. Там же закончил музы­кальное училище и стал военным дирижером. Однако биографический документ Макса Авельевича Кюсса, который хранится в Российском государственном военно-историческом архиве, говорит совсем о другом. Как выяснилось позже, это практически единственно верный документ, так как это послужной список или попросту - анкета, заполненная рукой самого Макса Кюсса в 1911-ом году. Здесь же автограф маэстро, удостоверивший подлинность данных. Вот вопросы анкеты и ответы Кюсса:


"Когда родился? 1877 года, марта 5-го.
Из какого звания происходит? Из мещан.
Из какой губернии уроженец? Города Щавельска (Шауляя).
Какого вероисповедания? Лютеранин."

Любопытная деталь: вероисповедание "лютеранин" говорит о том, что Макс Кюсс был из так называемых выкрестов - тех, кто сменил своё вероисповедание на христианское. Таким образом Макс Кюсс не еврей, ибо "еврей" это вероисповедание, а не национальность. Но в советское время в этом вопросе бытовала изрядная путаница, именно поэтому Макс Кюсс в анкетах советского периода в графе "национальность" сначала называл себя "лютеранин", потом "немец", так как его родным языком был немецкий, а именно родной язык, в первую очередь, определяет национальность человека (не путать с этническим происхождением), и наконец "еврей".
Известно, что в России евреи нередко принимали лютеранскую веру, дабы избежать ограничений, существовавших для иудеев. Лютеране, в отличие от представителей других христианских конфессий, могли сочетаться браком с иудейками. Первая жена Макса Кюсса как раз была еврейкой.
Почему так подробно пишу об этой, казалось бы, малозначительной детали биографии композитора, да потому что именно она сыграла роковую роль в его жизни.

Еще в школе Макс проявил незаурядные музыкальные способности. Работая учеником жестянщика, он на сбереженные деньги брал уроки музыки. Все говорили, что ему необходимо поступить в музыкальное училище, но такое его родителям было не по карману. Однако, как это иной раз случается, вмешалась судьба: Макс Кюсс стал воспитанником военного духового оркестра. Нашлись добрые люди, которые дали юному музыканту рекомендацию в Одесское музыкальное училище, куда он был принят на дирижерское отделение.

В 1903-ем году Макс Кюсс полу­чил назначение в 11-й Восточно-Си­бирский полк. Во время службы в полку он и со­чинил знаменитый вальс, который был издан во Владивостоке. Свое произ­ведение автор посвятил обществен­ной деятельнице, члену правления Владивостокского отделения "Об­щества повсеместной помощи по­страдавшим на войне нижним чинам и их семьям" - Вере Яковлевне Кириленко, жене своего полкового командира. Беря во внимание это посвящение, многие, кто писал о Максе Кюссе и его знаменитом вальсе, утверждали, что между Максом Авельевичем и Верой Яковлевной существовало взаимное чувство, однако не сохранилось никаких писем, подтверждающих этот факт, и воспоминаний современников по этому поводу тоже нет.

В годы первой мировой войны Кюсс был переведен в одну из диви­зий, сражавшихся на Западном фронте, затем - в Отдельный ба­тальон георгиевских кавалеров.
Пос­ле революции композитор служил в рядах Красной Армии. Демобили­зовавшись в 1927-ом году, Кюсс вернул­ся в Одессу. Здесь он руко­водил самодеятельными оркестрами, преподавал в военно-музыкальной школе, где учились будущие армей­ские оркестранты и дирижеры.

Жизнь Макса Авельевича оборва­лась трагически: во время оккупации Одессы, в 1942-ом году, его расстреляли в одесском гетто.





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





12 апреля 1961-го года - как раз в то время, когда майор Юрий Алексеевич Гагарин совершал свой легендарный полёт на космическом корабле "Восток", в Хабаровске работала радиостанция по КВ-каналу. Передавались "Амурские волны".

Полноценная двухсторонняя связь с космическим кораблём была установлена в период с 9.53 до 10.57. В своём бортовом журнале Юрий Алексеевич Гагарин записал:
"9.33. Вышел в тень Земли.
9.42. В тени. Самочувствие хорошее. Слышу "Амурские волны"."





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e







黑龙江的波浪 Амурские волны Amur Waves [汉语 Chinese version]
Макс Кюсс - вальс "Амурские волны"
Исполняет мужской хор Народной вооружённой милиции Китая


Народная вооружённая милиция Китая - составная часть Вооружённых сил Китайской Народной Республики, внутренние войска КНР. Состоит из подразделений внутренней охраны, охраны золотых запасов, лесов, гидроэлектростанций, транспорта, пограничных войск, войск общественной безопасности, пожарных частей и частей охранения. Численность народной вооруженной милиции составляет около 1,3 миллиона человек.

1 300 000 только военных милиционеров! Вы себе представляете?
Да, и вообще-то мне хотелось бы знать, о чём поют эти китайские милиционеры. Я понимаю, что Амур - река пограничная, как для России, так и для Китая, но всё же... Иди знай, что там у них на уме.)))





4maf.ru_pisec_2015.11.29_20-37-48_565aee18ad79e







Илья Шатров - вальс "На сопках Маньчжурии"
Играет Центральный военный оркестр МО РФ


Вальс посвящён русским воинам, погибшим в русско-японской войне.



В феврале 1905-го года, в ходе русско-японской войны, 214-й резервный Мокшанский пехотный полк принял участие в сражении под Мукденом и Ляояном. В одном из боёв полк был окружен японцами и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: "Знамя и оркестр - вперед!"
Капельмейстер Илья Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные музыкой солдаты ринулись в штыковую атаку. Полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.

В этом бою погиб командир полка, из четырёхтысячного состава полка в живых осталось только семьсот человек, а из состава оркестра (шестьдесят человек) - всего семь музыкантов.
За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, капельмейстер Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе в истории подобное награждение капельмейстера), а сам оркестр удостоен серебряных труб.





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





shatrov-1Илья Алексеевич Шатров родился в 1885-ом году в уездном городе Землянске, ныне в Семилукском районе Воронежской области, в семье отставного унтер-офицера, - российский и советский капельмейстер и композитор.

С детских лет Илья выделялся необычайной музыкальной одаренностью - самостоятельно научился играть на балалайке и гармошке.
После смерти отца (1893) был определён воспитанником во взвод трубачей Гродненского гусарского лейб-гвардии полка, где он научился играть на барабане и трубе. По ходатайству командира полка был направлен и, в порядке исключения, принят на учёбу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900-ом году.

В 1903-ем году принял музыкальную команду Мокшанского резервного батальона в Пензенской губернии (преобразован в 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в 1904-ом году).
С началом русской-японской войны полк был отправлен на Дальний Восток.
Уже после русско-японской войны Илья Шатров написал несколько вальсов и других музыкальных пьес, но самым популярным из них стал вальс "На сопках Маньжурии".

После революции Илья Алексеевич Шатров вступил в Красную армию, где служил, как и прежде, капельмейстером. После Гражданской войны демиболизовался, но с 1935-го по 1938-ой и с 1941-го по 1951-ый опять был военным дирижёром.

После Великой Отечественной войны Илья Алексеевич Шатров долгое время руководил оркестром Кировабадского гарнизона в Закавказском военном округе.
В 1951-ом году гвардии майор Илья Шатров вышел в отставку и стал заведовать музыкальной частью в Тамбовском суворовском училище.
Умер музыкант в Тамбове в мае 1952-го года.





4maf.ru_pisec_2015.11.29_20-38-19_565aee18ad79e





937_image

Вальс "Берёзка"
Композитор - Евгений Дрейзин (1878-1932)
Стихи - Александр Безыменский (1898-1973)
Танцует и поёт - Государственный академический хореографический ансамбль "Берёзка"

Фрагмент из кинофильма "Девичья весна" (1960)






                                                                                                                                                 Статуэтка "Берёзка"
                                                                                                                                                 Дулёво - 1960-е годы





872d4f7b284e               872d4f7b284e               872d4f7b284e





Е.М.Дрейзин Евгений Михайло­вич Дрейзин (1878-1932) - российский и советский капельмейстер и композитор.



Евгений Михайлович Дрейзин родился а Полтаве в семье драматических актеров. Образование получил в Мо­сковской консерватории.
В 1903-ем году Дрейзин стал дирижером военного оркестра на крейсере "Аскольд", потом был переведен в 26-й Восточ­но-Сибирский полк.
Во время русско-японской войны Дрейзин принимал участие в оборо­не Порт-Артура, за что был награжден боевыми орденами. После сдачи крепости в числе других защитников попал в японский плен и находился в лагере Мацуяма.

По освобождении из плена служил в своём полку в Иркутске. Занимался и преподаванием в кадетском корпусе и сочинял музыку вальсов, маршей и романсов. В составе 7-й Сибирской стрелковой дивизии был на Северо-Западном фронте первой мировой войны, где был ранен.

Начиная с 1918-го года Евгений Дрейзин работал в Калуге, а с 1925-го года в Керчи преподавателем музыки и руководителем самодеятельных духо­вых оркестров.

В марте 1930-го года вернулся в Калугу по настоятельной просьбе приезжавших оттуда музыкантов.
Последние месяцы жизни Дрейзин жил и работал в посёлке Полотняный Завод.
Умер Евгений Михайлович Дрейзин в Калуге в 1932-ом году.


Вальс "Березка" написан композитором в 1911-ом го­ду. Тему его первой части автор заимствовал из популярного в свое время романса Антона Григорьевича Рубинштейна "Разбитое сердце", текст которого начинается словами: "Я видел бе­резку - сломилась она...".







images (1)







Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894) - романс "Разбитое сердце"
Слова Рудольфа Левенштейна (перевод с немецкого В.Крылова)
Поёт - Соломон Хромченко (1907-2002)





27944f29f27c






ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



201116455120

Дмитрий Кардовский (1866-1943) - Бал в петербургском дворянском собрании (1913)



Китлер Герольд Лаврентиевич - Вальс "Ожидание"

К сожалению, кроме того, что Герольд Китлер (Herold Kittler) в начале XX века был капельмейстером 6-го гренадерского Таврического полка 2-й гренадерской дивизии, о нём ничего больше не известно.



fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf



Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) - российский и советский художник, график и педагог, профессор. Академик Императорской Академии художеств (1911). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

1891-й год - закончил юридический факультет Московского университета
1896-й год - закончил Академию художеств.
В 1896-1900-х годах жил и учился за рубежом, в известной школе А.Ажбе в Мюнхене.
В 1902-ом году удостоен звания художника.
С 1903-го года на преподавательской работе в Академии художеств, помощник в мастерской Репина. Один из учредителей "Нового общества художников", просуществовавшего до 1917-го года.
1920-1930-х годах преподавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе.
В 1933-1934-х годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.
В 1941-1943-х годах жил в своём доме в Переславле-Залесском.
Умер художник в феврале 1943-го года. Похоронен на территории переславского Горицкого монастыря.



fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf        fa1bbf85c7cf



Tags: Алексей Лямин, Дмитрий Кардовский, Евгений Дрейзин, Иван Куликов, Илья Шатров, Макс Кюсс, Николай Бакалейников, вальс, композиторы, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments