Каминская Тамара (katani08) wrote,
Каминская Тамара
katani08

Categories:

Искусство солнечной Франции времён Короля-Солнце (часть 2)

slide_8  slide_17  slide_18

Костюмы Аполлона, лютниста и воина, созданные специально для Людовика XIV (приблизительно 1660)
Доподлинно известно, что костюм Аполлона принадлежит руке французского рисовальщика и дизайнера
Анри де Гиссеи (Henri de Gissey) (1621-1673)
Рисунки других танцевальных костюмов, исходя из стиля, предположительно, тоже принадлежат руке Анри де Гиссеи



Жан Батист Люлли - Гавот





hdkvxpgc






4maf.ru_pisec_2014.12.26_20-01-39_549d944071104






louis13francЛюдовик XIII Справедливый (Louis XIII le Juste), родился в 1601-ом году в Фонтенбло - умер в 1643-ем году в Сен-Жермен-ан-Лэ - король Франции и Наварры из династии Бурбонов.
Отец Короля-Солнце Людовика XIV.

Благодаря множеству исторических романов, в первую очередь Александра Дюма-отца, сложился стереотип о сильном главном министре короля - Ришелье и слабовольном короле, однако многочисленные исторические источники свидетельствуют об обратном. Никакого диктата кардинала не было. А отношения короля и его первого министра, хотя и не были гладкими, но, как сказали бы сегодня, были конструктивными.

Людовик XIII был страстным любителем музыки. Он играл на клавесине, виртуозно владел охотничьим рожком, пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.

Король с детства учился танцам и в 1610-ом году официально дебютировал в придворном "Балете Дофина". Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615-ом году в "Балете Мадам" выступил в роли Солнца.




                Филипп де Шампень (1602-1674)
                Портрет Людовика XIII (1665)


Людовик XIII - автор куртуазных песен и многоголосных псалмов. Его музыка звучала в знаменитом Мерлезонском балете (1635), для которого он сочинил танцы (Simphonies), придумал костюмы, и в котором сам исполнил две небольшие роли: роль торговки приманками - в 3-м акте и роль крестьянина - в 13-м акте.

Мерлезонский балет (Le ballet de la Merlaison) - дословно переводится как "Балет дроздования", то есть "Балет об охоте на дроздов" - балет в шестнадцати актах, сочинённый и поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции ещё во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.




marlezonskijbalet05bmarlezonskijbalet



Мерлезонский балет, акт I - Пажи



Мерлезонский балет, акт II - Фламандцы





clp378385            clp378385            clp378385






Правда, нам более привычно произношение "Марлезонский балет", которое мы услышали в фильме "Д'Артаньян и три мушкетёра". Благодаря смешному эпизоду фильма, фраза "Вторая часть Марлезонского балета" стала синонимом внезапной неприятности.
Да и собственно музыка этих самых частей балета, как и вся остальная музыка в фильме, принадлежит композитору Максиму Дунаевскому, а никак не Людовику XIII.






Первая и вторая части Малезонского балета из кинофильма "Д'Артаньян и три мушкетера" (1979)
Режиссёр - Георгий Юнгвальд-Хилькевич
Композитор - Максим Дунаевский






hdkvxpgc






4maf.ru_pisec_2014.12.12_21-54-30_548b39b3d59a4






Sunking


6687Людовик XIV, как и его отец - Людовик XIII, любил танцевать в балетных представлениях. Король регулярно занимался танцами и, начиная с тринадцати лет, выступал в спектаклях.

Людовик XIV танцевал в "Балете ночи" (Le Ballet де La Nuit), который был поставлен в 1653-ем году на музыку нескольких композиторов, среди которых был и Жан Батист Люлли.

Этот придворный балет длился двенадцать часов, начиная с захода солнца и до утра.





                                                                         Анри де Гиссеи (1621-1673)
                                                                         Людовик XIV в роли Аполлона




                               Король Солнце
                       Статуэтка, Англия (1950-е годы)


Балет включал в себя сорок пять танцев, в которых аллегорические эпизоды, мифологические, экзотические и рыцарские сцены чередовались с красочными и комическими городскими и сельскими жанровыми сценами. Людовик XIV появлялся в пяти танцах. Самый известный танец "Балета ночи" - танец, в котором Людовик XIV исполняет партию Аполлона - Короля-Солнце.

В те времена в балетах не только танцевали, но и пели. Так в заключительной части "Балета ночи" на сцене в своей колеснице появлялась Аврора - богиня утренней зари и провозглашала: "Восходящее солнце следует за мной. Это молодой Луи!" А затем Людовик XIV танцевал свой знаменитый танец Короля Солнце.
В некотором смысле балеты во Франции того времени с участием самого короля были не только культурным явлением, но и политическим инструментом.






Жан Батист Люлли - Увертюра к Балету ночи
Фрагмент кинофильма "Король танцует" (2000)





             123
Терпсихора

Для развития балетного искусства в 1661-ом году Людовик XIV учредил Королевскую Академию танца



Жан Батист Люлли - Танцевальная сюита - Гавот





clp378385            clp378385            clp378385








Король танцует (2000) - художественный фильм производства Франции, Бельгии и Германии

Режиссёр - Жерар Корбьё
В фильме использована музыка Жана Батиста Люлли

В роли Людовика XIV - Бенуа Мажимель
В роли Люлли - Борис Терраль





hdkvxpgc





4maf.ru_pisec_2014.12.12_00-26-21_5489f7f94cacc






Jean-Baptiste_Lully_Nicolas_MignardЖан-Батист Люлли, родился в 1632-ом году во Флоренции - французский композитор, скрипач, дирижер и основоположник французской оперы. Его музыку исследователи называют "Версалем, запечатленным в звуках, царством гармонии и пропорций".

Чтобы оказаться при дворе Людовика XIV, Люлли немало потрудился, овладев не только музыкальным искусством, но и искусством интриги и лести. Он едва умел петь и играть на гитаре, когда тринадцатилетним мальчиком приехал во Францию. Единственным учителем Люлли был неизвестный флорентийский монах. Парижская карьера будущего "короля Оперы" началась работой на кухне поваренком у сестры короля. Там Люлли открыл в себе новый талант: он понемногу овладел игрой на скрипке и вскоре стал одним из первых скрипачей своего времени.

Жан-Батист успешно учился композиции и игре на клавесине. И наконец, Люлли - суперинтендант Оперы. В его распоряжение попали три придворных ансамбля: Капелла, которую составляли певцы, Камера, куда входили знаменитые "скрипки короля", сопровождавшие своей игрой обеды и приемы, и Большая Конюшня - особый ансамбль духовых инструментов, который выезжал с королем на охоту. Люлли быстро навел среди музыкантов железный порядок.



                      Никола Миньяр (1606-1695)
                                Портрет Люлли


Теперь Люлли мог смело сказать о себе: "Опера - это я". Согласно специальному королевскому указу, написанному под диктовку Люлли, другие композиторы могли сочинить для какой-либо постановки не более двух арий и не более чем для двух скрипок. Так Люлли безжалостно пресекал все попытки конкуренции с ним.
Одна за другой появлялись его оперы: "Кадм и Гермиона", "Альцеста", "Тезей", "Амадис", "Армида" и многие другие. Но современники знали Люлли прежде всего как автора прекрасной балетной музыки. Исследователи утверждают, что он оживил танец. В его балетах танцевал и сам король.

Умер композитор 22 марта 1687-го года в Париже.




580067_original






Дерзкий Люлли (Lully l'Incommode), (2009) - документальный фильм производства Франции





580067_original580067_original







Жан Батист Люлли - опера "Армида"
Постановка парижского Театра на Елисейских полях (2008), Франция
Балетная труппа Национального балетного центра, Гренобль

Дирижёр - Уильям Кристи
В роли Армиды - Стефани д'Острак





580067_original







Жан Батист Люлли - опера "Персей"
Премьера оперы состоялась в 1682-ом году в Версале

Запись сделана вживую на спектакле в Историческом Elgin театре в Торонто, Канада
К сожалению, имена исполнителей вокальных партий и дирижёра не указаны.






hdkvxpgc






4maf.ru_pisec_2014.12.25_23-30-31_549c73088b2d2






88164076_teatr_488164076_teatr_288164076_teatr_1


Во Франции XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии и, особенно, правлению Людовика XIV, что нашло свое отображение и в драматургии. Благодаря великим произведениям драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина, преобладающим театральным жанром того времени становится трагедия.

Но и комедия тоже пользовалась популярностью. Она, в отличие от трагедии, была не столь претенциозной и выспренней. Французская комедия затрагивала повседневные проблемы и была максимально приближена к настоящей жизни. Главный комедиограф того времени - Жан-Батист Мольер.



statuetka-vizuri-talija-i-melpomena    
Талия и Мельпомена



Жан Батист Люлли - Увертюра к опере "Кадм и Гермиона"





hdkvxpgc






4maf.ru_pisec_2014.12.25_23-37-36_549c73088b2d2





Pierre_Corneille_2Пьер Корнеель (Pierre Corneille, произносится как Корней), родился в 1606-ом году в Руане - французский поэт и драматург, отец французской трагедии.




В 1622-ом году Корнель окончил коллеж иезуитов, который теперь носит его имя.
С 1624-го года - лиценциат юриспруденции (в средневековых университетах - промежуточная степень между бакалавром и доктором).
На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте.
В 1628-ом году получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.
До 1635-ого года занимал различные чиновничьи должности.
В 1647-ом году стал членом Французской академии.
В 1662-ом году переехал в Париж.


  Неизвестный художник XVII-го века
                Портрет Корнеля
             Версальский дворец


Поскольку чиновников в академию не избирали, то Корнелю, как и прочим академикам, нужно было отличиться в изящной словесности. К моменту своего избрания он был известен как сочинитель галантных стихов и комедий "Мелита, или Подметные письма", "Клитандр, или Освобождённая невинность", трагедии "Медея", трагикомедии "Сид", в которых автор отразил взаимоотношения между личностью и абсолютистским государством, что ознаменовало собою начало театра французского классицизма, где симпатии автора были на стороне власти.
Эти симпатии стали еще более явными в трагедиях "Гораций", "Цинна, или Милосердие Августа".
К началу 1644-ого года у Корнеля, начиная с трагедий "Родогуна", "Теодора" и "Гибель Помпеи", происходит разочарование в абсолютизме, и эти его трагедии получили в литературоведении название "второй манеры", ибо их содержание - это не судьбы нации, а образ монарха-тирана и кипящие вокруг него страсти придворных интриганов и проходимцев.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

Корнель умер в 1684-ом году в Париже в полной нищете, и лишь Французская революция 1789-ого года принесла ему посмертную славу.



Пьесы Корнеля практически не ставились на советской сцене. На российской сцене тоже нет хоть сколько-нибудь заметных постановок, поэтому и найти видео с какой-нибудь трагедией великого драматурга не удалось. Даже такой известный сюжет, как сюжет трагедии "Медея", взятый Корнелем у древнегреческого драматурга Еврипида, появляется на российской сцене либо в виде оригинальной версии от самого Еврипида, либо в надрывно-эксцентричной версии Жана Ануя.



1279559239big1      1279559239big2

Изображение Пьера Корнеля на французских франках 1962-ого года выпуска






hdkvxpgc






4maf.ru_pisec_2014.12.12_00-24-41_5489f7f94cacc





Molière_-_Nicolas_Mignard_(1658)Жан-Батист Поклен (Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним Мольер (Molière), родился в 1622-ом году в Париже - французский комедиограф XVII-го века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643-1680).

Жан-Батист Поклен происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Жан-Батиста, Жан Поклен (1595-1669), был придворным обойщиком и камердинером Людовика XIII и отдал сына в престижную иезуитскую школу - Клермонский коллеж (ныне лицей Людовика Великого в Париже), где Жан-Батист основательно изучил латынь, поэтому свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевёл на французский язык философскую поэму Лукреция "О природе вещей". К сожалению, этот перевод утерян. По окончании коллежа в 1639-ом году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав.

Юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Жан-Батист избрал профессию актёра, взяв театральный псевдоним Мольер. После встречи с комедиантами Жозефом и Мадленой Бежар, в возрасте двадцати одного года Мольер стал во главе "Блистательного театра" (Illustre Théâtre), новой парижской труппы из десяти актёров. Но "Блистательный театр" проигрывает в жестокой конкуренции с другими парижскими труппами - труппой Марэ и труппой "Бургундского отеля".

                                                                                                                                                                Никола Миньяр (1606-1695)
                                                                                                                                                                Портрет Мольера в роли Цезаря (1658)


В 1645-ом году Мольер с друзьями-актёрами решают искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов, возглавляемой Дюфреном.
В 1650-ом году Мольер сам возглавляет труппу.

Фарсовый репертуар, исполняемый труппой Мольера под его руководством и с его участием в качестве актёра, способствовал упрочению её репутации. Ещё больше возросла она после сочинения Мольером двух больших комедий в стихах - "Шалый, или Всё невпопад" (L’Étourdi ou les Contretemps, 1655) и "Любовная досада" (Le dépit amoureux, 1656), написанных в манере итальянской литературной комедии.

В Париже труппа Мольера дебютировала 24 октября 1658 года в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс "Влюблённый доктор" имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661-го года, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его напряжённой драматургической работы, которая не ослабевала до самой его смерти. За 15 лет (1658-1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы.

Написанная смертельно больным Мольером, комедия "Мнимый больной" - одна из самых весёлых и жизнерадостных его комедий. На её четвёртом представлении 17 февраля 1673-го года Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесён домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние), но всё же отменил запрет по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где обычно хоронили самоубийц.



france_1964_500_P145_f      france_1964_500_P145_b

Изображение Жана Батиста Мольера на французских франках 1963-ого года выпуска




580067_original580067_original




О популярности пьес Мольера свидетельствуют рисунки, к сожалению, неизвестных авторов XVII-XVIII-го веков, приведенные ниже.



742598

Французские и итальянские комические персонажи, среди которых крайний слева сам Мольер в роли Сганареля

Сганарель (Sganarelle) - действующее лицо в амплуа простака в целом ряде пьес Жана-Батиста Мольера:

"Сганарель, или Мнимый рогоносец" (1660) - самая успешная пьеса при жизни Мольера;
"Дон Жуан, или Каменный пир" (1665) - Сганарель - слуга Дон Жуана;
"Школа мужей" (1661);
"Брак поневоле" (1664);
"Любовь-целительница" (1665);
"Лекарь поневоле" (1666).



maladimaginaire

Представление "Мнимого больного" в Версале в 1673-еи году


С 1664-го года Мольер и Люлли совместно работали над такими комедиями-балетами Мольера: "Брак поневоле", "Любовь-целительница", "Мещанин во дворянстве". Но в 1672-ом году между ними начинается разлад. Люлли добивается от короля запрета музыки в пьесах.
Против желания Люлли и без соизволения короля Мольер пишет комедию-балет "Мнимый больной". Написать музыку к этому спектаклю Мольер попросил главного соперника Люлли композитора Марка-Антуана Шарпантье.
Этот спектакль будет поставлен в Версале незадолго перед смертью великого комедиографа.



moliere_Cdie fcaise

Сцена из комедии-балета Мольера "Любовь-целительница"




580067_original580067_original






Спектакль "Кабала святош" в постановке Московского художественного театра имени Чехова (1988)
По пьеса Михаила Афанасьевича Булгакова

Режиссер - Адольф Шапиро
Композитор - Владимир Дашкевич
В ролях:
Жан Батист Поклен де Мольер - Олег Ефремов
Мадлена Бежар - Наталья Тенякова
Людовик Великий - Иннокентий Смоктуновский




240px-Мольер_ЖЗЛ_1962Пьесу "Кабала святош" о Мольере Михаил Афанасьевич Булгаков написал специально для Художественного театра в октябре - декабре 1929-го года.
У пьесы была сложная сценическая судьба: её несколько раз разрешали к постановке и несколько раз запрещали.

В 1981-ом году её постановку осуществил московский театр "Современник". Мне посчастливилось посмотреть этот спектакль в Москве в 1983-ем году. Роль Мольера исполнял Игорь Владимирович Кваша.

В июле 1932-ого года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ) с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было "Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии".

Однако при жизни Михаила Афанасьевича роман опубликован не был. Впервые эта книга вышла в издательстве "Молодая гвардия" в 1962-ом году в серии "ЖЗЛ".






580067_original






Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973)
Поставлено на Центральном телевидении СССР
Режиссёр - Анатолий Эфрос
В роли Мольера - Юрий Любимов

Кроме Любимова в спектакле заняты такие замечательные артисты: Александр Ширвиндт, Леонид Броневой, Валентин Гафт, Лев Дуров, Вера Майорова, Леонид Каневский, Григорий Лямпе.



"Всего несколько слов в честь господина де Мольера" - телевизионный спектакль Анатолия Эфроса, поставленный на Центральном телевидении (Главная редакция литературно-драматических программ) по мотивам пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова "Кабала святош" и комедии самого Мольера "Дон Жуан". В спектакле эпизоды из жизни Мольера чередуются со сценами из его пьесы.




580067_original580067_original







Жан Батист Мольер - Мещанин во дворянстве
Постановка театра имени Евгения Багратионовича Вахтангова (1977)

Режиссёр - Владимир Шлезингер
В роли Журдена - Владимир Этуш





580067_original







Жан Батист Мольер - Плутни Скапена
Постановка Малого театра СССР (1979)

Режиссёр - Евгений Весник
Музыка - Алексей Рыбников
В роли Скапена - Валерий Носик





hdkvxpgc





4maf.ru_pisec_2014.12.14_20-41-51_548d728b19335






Jean-Baptiste-Racine-555x588Жан Батист Расин (Jean-Baptiste Racine), родился в 1639-ом году в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника таможенной службы - французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером.

В 1649-ом году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль.
В 1655-ом году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660-ом году знакомится с знаменитым баснописцем Жаном де Лафонтеном (1621-1695), Мольером, поэтом и критиком Никола Буало-Депрео (1636-1711). В это же время пишет придворную оду "Нимфа Сены", за которую получает пенсию от Людовика XIV), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661-ом году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция (в Средние века условное срочное пожалование -преимущественно в виде земельного участка - за выполнение военной или административной службы), что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству.

                                                                                                                                                                Жан Батист Сантерр (1651-1717)
                                                                                                                                                                Портрет Расина
                                                                                                                                                                Версальский дворец


Однако церковь отказала Расину, и в 1663-ем году он возвращается в Париж. Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, "Фиваида, или Братья-враги" (La thebaïde, ou les frères ennemis), и "Александр Великий" (Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664-ом и 1665-ом годах.

Помимо названных, перу Расина принадлежат такие пьесы:
1667 - Андромаха
1668 - Сутяги (Челобитчики)
1669 - Британик
1670 - Береника
1672 - Баязет
1673 - Митридат
1674 - Ифигения
1677 - Федра
1689 - Эсфирь
1691 - Гофолия (Афалия)

Драматург умер в 1699-ом году в Париже.



1279558748big1      1279558748big2

Изображение Жана Батиста Расина на французских франках 1964-ого года выпуска




580067_original






Жан Расин (1639-1699г) - сюжет канала Энциклопедия, посвящённый великому французскому драматургу




580067_original580067_original







Жан Расин - Береника
Постановка Российского академического молодёжного театра (РАМТ), (1998)

Режиссёр - Алексей Бородин
Композитор - Стефан Андрусенко

В роли Тита - Евгений Дворжецкий
В роли Береники - Нина Дворжецкая


В основе сюжета - присущая большинству властителей извечная борьба любви и чувства долга, где по законам классической трагедии долг побеждает любовь, несмотря на то, что любовь жива и не заживает рана, нанесённая этой борьбой. Сюжет взят из древнеримской истории.
Но мне представляется более жизненной версия Лиона Фейхтвангера. В его историческом романе "Сыновья", посвящённом древнеримскому историку Иосифу Флавию, есть линия римского императора Тита и иудейской царевны Береники.


"Что же случилось? Ведь все эти годы он безмерно радовался, что увидит, как эта женщина восходит по ступеням; сотни раз его воображение украшало пустые ступени образом поднимающейся Береники, – и вот она приехала, но почему же все так тускло и пусто? Куда делось очарование, исходившее от нее? Разве она стала другой? Разве он стал другим? Вероятно, такова судьба каждого человека, что даже самое прекрасное свершение не может заполнить той чудовищной пустоты, которую создало ожидание. Или, может быть, человек слишком хрупкий сосуд и не в силах принять в себя чрезмерно большую радость? Или, может быть, ему пришлось ждать слишком долго, и случилось то, что бывает с очень старым, благородным вином, которое уже нельзя пить?"


Лион Фейхтвангер - фрагмент из романа "Сыновья"


Классическое подтверждение русской поговорки "с глаз долой - из сердца вон".






hdkvxpgc








ruslentanews



Жан Батист Люлли - Пролог к опере "Изида"




ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



Tags: Корнель, Людовик XIII, Людовик XIV, Люлли, Мольер, Расин, Франция, балет, драматурги, композиторы, опера, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments